Прихожане о праздниках

перейти на главный сайт

Главная - Прихожане о праздниках - Второе Благовещение

Второе Благовещение

03:00, 07 апреля 2017
Прихожане о праздниках

Вся Церковь празднует сегодня Благовещение Богородицы, вспоминая, как Пресвятой Деве было открыто, что от нее воплотится Превечный Бог. Есть в одной из обителей на Святой Земле особый праздник, связанный с сегодняшним торжеством, – праздник Целования, который был установлен по инициативе начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина), чье 200-летие мы отмечаем в нынешнем году. Что же это за праздник, где его отмечают, и почему его порой называют «вторым Благовещением»?

После архангельского благовестия Богоотроковица отправилась по горным тропинкам к своей пожилой родственнице праведной Елисавете, которая в то время после многих лет неплодия носила во чреве своем будущего Крестителя Господа. Пречистая Дева хотела рассказать родному человеку о возвещенном ей, поделиться переживаниями. «Вставши же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ея, и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа ко мне?.. Пробыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом Свой» (Лк. 1, 39-40), – читаем мы об этом в Евангелии от Луки.

На месте, где жили праведные Захария и Елисавета, на протяжении столетий находилось селение Эйн-Карем. В тех местах и поныне есть источник, из которого, по преданию, Пресвятая Богородицы брала воду.

От источника дорога ведет к русскому Горненскому женскому монастырю, возведенному стараниями архимандрита Антонина (Капустина) в местах, связанных с тем памятным событием. В 1871 году он купил в этом месте два дома и обширную плантацию оливковых деревьев, а затем, расширив участок покупкой смежных земель, построил приют для русских паломников. Впоследствии здесь стали селиться русские инокини, и приют стал монастырем. По уставу архимандрита Антонина все паломники, желающие поселиться в Горней, должны были на свои деньги возвести себе дом и разбить вокруг него сад. Поэтому в обители нет корпусов с монашескими кельями – вместо них по склону горы разбросаны маленькие домики, в которых и живут насельницы монастыря. Первый каменный храм обители был освящен 30 марта 1883 года в честь Встречи Божией Матери с праведной Елизаветой.

Престольным днем этого храма и стал праздник, который установил Святейший Правительствующий Синод Русской Церкви по ходатайству отца Антонина. Торжество, которое получило название «Целование Мариино» или «Прихождение Божией Матери в Горний Град Иудов», отмечалось 30 марта (12 апреля н.ст.), если Благовещение не попадает на Страстные дни. В противном случае праздник переносился на четверг Светлой седмицы или день памяти иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Отец Антонин составил и службу праздника Целования на основании службы Благовещению, написал для этого особые песнопения.

По традиции икону Благовещения Пресвятой Богородицы в день праздника перевозят из Троицкого собора Русской Духовной миссии к источнику Божией Матери в селении Эйн-Карем, где служится молебен.

Встречающие святыню сестры обители под звон колоколов начинают крестный ход в обитель, к которому присоединяется множество паломников. Священнослужители, монашествующие, другие богомольцы, держа в руках букетики цветов, идут «в Горняя со тщанием во град Иудов». Путь этот в день праздника выстилают травой и цветами.

Пространство у входа в монастырский храм Казанской иконы Божией Матери устилают сложенные насельницами красочные ковры из цветов. Когда икона Благовещения Пресвятой Богородицы вносится в храм, она поставляется на игуменское место и с тех пор именуется «Игуменией Горненской обители». Ее облачают в покров, подобный монашеской мантии, перед образом ставят жезл как знак того, что Сама Царица Небесная игуменствует здесь.

Здесь образ остается на три месяца в память трехмесячного пребывания Богоматери в гостях у праведных Захарии и Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи. Все это время место земной настоятельницы обители будет находиться рядом с иконой, а монашествующие и паломники берут благословение сначала у святыни и лишь затем – у священников и матушки игумении.

Провожают святыню 24 июня, в праздник Рождества святого пророка, Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна. В этот день икона Благовещения возвращается до следующего года в Троицкий собор Русской духовной миссии в Иерусалиме.

Валентина ГОРОДНИЧЕВА

В публикации использованы
информационные и фотоматериалы
сайта Русской духовной миссии

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх