Прихожане о праздниках

перейти на главный сайт

Главная - Прихожане о праздниках - Воскресение Христово – на белом полотне экрана

Воскресение Христово – на белом полотне экрана

03:00, 16 апреля 2017
Прихожане о праздниках

За более чем 120 лет существования кинематографа были сняты сотни фильмов, иллюстрирующие библейские события. Документальные, научно-исследовательские и художественно-игровые ленты, посвященные ветхозаветной истории и истории Нового Завета. Путь человечества от сотворения мира и до Воскресения Христова навсегда остался запечатленным в истории мирового кинематографа.

XIX – начало XXI века принесли в сокровищницу мирового кинематографа картины, посвященные как отдельным событиям христианской истории, так и наиболее значительным ее фигурам. В масштабных многочасовых блокбастерах на экране появлялись Ной и Авраам, Соломон и Давид… Отдельные киноленты были посвящены Марии Магдалине и другим фигурам Нового Завета. И даже Понтий Пилат и Варавва стали главными героями одноименных кинофильмов. А вышедший на экраны в 2013-м году сериал «Библия» стал пока что самым масштабным христианским религиозным проектом, созданным английскими и американскими кинематографистами, в котором повествуется о событиях от изгнания Адама и Евы из рая до Воскресения Христова. Десятисерийная документально-игровая картина собрала не только выдающихся священнослужителей и богословов, но и мировых звезд искусства, а также светил современной науки.

На уже за более чем за сто лет до этого самим Луи Люмьером – создателем (вместе с его братом Огюстом) синематографа – была снята совсем короткая по времени, но уже игровая кинолента «Жизнь и страдания Иисуса Христа». Сегодня посмотреть этот фильм можно в парижской Синематеке, где хранится уникальная копия картины.

Там же можно увидеть и «Хождение Христа по водам» Жоржа Мельеса – короткометражку, снятую в 1899 году. Французский основоположник кино и автор первых спецэффектов в кинематографе решился сам выступить в образе Христа. После него сотни профессиональных и непрофессиональных артистов воплощали на киноэкране самый дорогой образ христианского человечества. Однако стоит ли и говорить, что «сыграть» роль Богочеловека и Спасителя мира… невозможно. Разве лишь «прикоснуться к краю ризы» …

И потому некоторые киноленты показывали события новозаветной истории и вовсе без исполнителя «главной роли», доводя их хронологически лишь до события Воскресения. Впрочем, во многих других экранизациях Евангелия главное событие Истории все же представлено. Везде по-разному.

В самой пронзительно-натуралистической «иллюстрации» Евангелия – «Страстях Христовых» Мэла Гибсона – картине, снятой на арамейском языке и вышедшей на экраны в 2004-м году, чудо Воскресения и торжество Нового Мира показаны сквозь мощную и эффектную «картинку» сокрушения ада и низложения сатаны. Последние кадры фильма – лик и тело воскресшего Христа. Следы от гвоздей…

Знатоки религиозного кинематографа говорят, что не меньшее воздействие на зрителя производил и фильм «Голгофа», снятый французским режиссером Жюльеном Дювивье (создатель культовой картины «Большой вальс», хорошо известной и российскому зрителю) в 1935-м году Невзирая на то, что картина снималась в павильоне, эффект был настолько потрясающим, что некоторые зрители не могли выдержать кадры голгофского распятия, а иные даже теряли сознание во время киносеанса, так и не дождавшись пронзительно-лучезарных кадров Воскресения Христа. Ярких настолько, что они заставляли забыть о черно-белом цвете «Голгофы», ставшей одним из самых обсуждаемых фильмов Жюльена Дювивье.

Пасхальный кинопросмотр – это, разумеется, и экранизация знаменитого романа «Камо грядеши» Генрика Сенкевича, где о Христе лишь упоминается в связи с происходящими в Риме эпохи Нерона событиями. О воскресшем Христе, встреченном апостолом Павлом на Аппиевой дороге.

Христос лишь упоминается и в экранизациях другого романа – менее известного, чем «Камо грядеши», однако написанного под очевидным влиянием художественного стиля польского классика.

Книгу американского литератора Лью Уоллеса «Бен-Гур» экранизировали неоднократно. На смену немой киноверсии пришел четырехчасовой блокбастер Уильма Уайлера (1959 г.), вслед за которым в прошлом году Тимур Бекмамбетов снял свою версию истории жизни иудейского галерного раба Иуды Бен-Гура. Это жизнь на фоне новозаветной истории и Воскресения Христова – события, которое делает правоверного иудея одним из первохристиан…

Предельно «каноническая» киноверсия Евангелия от Матфея в одноименном фильме неореалиста Паоло Пазолини, бывшего к тому же еще и «правоверным» коммунистом, поразила его современников в середине 60-х не только самим фактом обращения режиссера к религиозной тематике, но ничуть не менее и музыкальными «инсталляциями» картины – от западных джазовых ритмов до русского народного «Вниз по матушке, по Волге».

А спустя десятилетие после экранизации Пазолини первого из Евангелий Франко Дзефирелли по заказу Ватикана снимает самую полную экранизацию Евангелия. Для участия в фильме «Иисус из Назарета» были приглашены первые мировые звезды того времени – Роберт Пауэлл, Оливия Хасси, Кристофер Пламмер, Питер Устинов и др. Этот четырехсерийный мини-сериал вышел на экраны ровно 40 лет тому назад, в пасхальные дни 1977 года. Он снискал огромную популярность у публики многих стран мира, получил одобрение критики, а спустя чуть более десяти лет был впервые показан и на нашем телевидении.

Примерно в то же время, в конце 80-х минувшего столетия, Мартин Скорсезе снял едва ли не единственную скандально-кощунственную версию последних дней Христа. Впрочем, то и не был Христос, а всего лишь герой, привидевшийся Скорсезе и греческому литератору-волюнтаристу Никосу Казандзакису, по роману которого и была снята лента. Фильм с таким сюжетом оказался исключительно нелеп и вызвал заслуженные протесты по всему миру. Впрочем, он так и не получил в прокате никакого успеха, о нем довольно быстро забыли, а роман, исполненный беспомощного и дешевого философствования, окончательно «сдали в архив».

«Воскресение Христа» – один из последних к настоящему времени фильмов о том, что случилось в Иерусалиме почти 2000 лет тому назад. Он был снят в 2016 году. В этой картине мы видим уже воскресшего Христа и Его апостолов. А также римского центуриона-язычника Клавиуса, который, встретив Спасителя, становится «христианином духа» и помогает первохристианской общине, преследуемой Пилатом. Весьма вольная интерпретация, по существу, «фантазия на тему» происходившего в Иерусалиме, содержит в то же время открытое доброе послание, а уверенный, оптимистический императив этого фильма вселяет столь необходимую сегодня и всем нам уверенность. Американская картина Кевина Рейнолдса воистину заставит забыть про того пессимиста, что все еще пытается свить свое скучное гнездышко в недрах нашей души.

И будем надеяться – забыть навсегда. Ибо Жизнь жительствует.

Сергей ЛИТВИН

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх