Прихожане о праздниках

перейти на главный сайт

Главная - Прихожане о праздниках - Великий пост. Начиная весну

Великий пост. Начиная весну

03:00, 27 февраля 2017
Прихожане о праздниках

Каждый год с приближением времени Великого поста, предваряющего светлый праздник Воскресения Христова, многие священники, катехизаторы и журналисты ищут доходчивые и понятные слова, чтобы еще раз объяснить людям главный смысл постного поприща как «весны духовной». Впрочем, для многих пост все так же остается временем некоей неприятной и тяжелой диеты. Немудрено поэтому, что, отвечая на вопросы социологов, большинство жителей России (по подсчетам «Левада-Центра» – 73 процента) признаются, что не предполагают менять режим питания в великопостные недели. Согласно данным опроса, которые приводит «Интерфакс-религии», частично поститься (например, отказаться от мяса или спиртного) планируют 18% респондентов, а 4% намерены держать пост в Страстную седмицу. Полностью соблюдать воздержание в пище от начала поста до Пасхи настроены 2% россиян, хотя при этом, например, ограничить на это время употребление спиртных напитков готовы 30% опрошенных. Но это и понятно: пока СМИ, блоги и просто собеседники, не обращая внимания на духовный смысл поста, говорят только о гастрономических ограничениях и призванных преодолеть эти ограничения кулинарных изысках, сможет ли человек за такой совсем не главной частью постного подвига увидеть более важные задачи и единственную правильную цель семинедельного духовного путешествия?

Модная диетическая пародия на Великий пост незаметно входит в нашу жизнь, да, наверное, уже и вошла, и обосновалась. «Ты постишься?», – спрашиваем мы у своих друзей и знакомых, подразумевая лишь вероятность вкушения или не вкушения ими продуктов животного происхождения. А Церковь, как и много лет назад, продолжает своими великопостными песнопениями говорить нам в это время о необходимости покаяния, сопричастности Христу и творении добродетелей. К сожалению, наш зачастую неверно направленный вектор восприятия спасительного времени Четыредесятницы не приносит ожидаемых результатов в деле спасения. Где же найти нам найти ту «духовную опору», на которой построить свое понимание наступившего поста?

Проходят века, но громогласно и, кажется, с еще большей силой звучат голоса наших церковных проповедников, ныне прославленных в лике святых. Их слова о посте, вере, жизненной необходимости спасительных Таинств Покаяния и Евхаристии остаются актуальными по сей день.

«С падением веры упала ныне и жизнь добродетельная, понизилась и доброта, и отзывчивость человеческая. Это непременно и всегда так бывает. И напрасно люди века сего думают создать жизнь хорошую помимо веры. Напрасно они надеются и других уверяют, что пришел конец вере, что настоящая нравственность должна быть самостоятельна и независима от веры, что необходимо создать такие порядки и законы, чтобы они не давали возможности усиливаться злу, чтобы, напротив, добро при их помощи все усиливалось. Пустые это надежды и несбыточные уверения. Действительность постоянно говорит совершенно обратное. Там, где забывают или даже и презирают небо, – там непременно и на земле водворяется и усиливается зло, а добро улетает именно на то небо, о котором люди всего меньше начинают думать и заботиться», – писал сто лет назад будто бы о нашей современности священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский. Талантливый архипастырь и яркий проповедник, владыка Андроник тонко и верно подмечал все те болезни души человеческой, которым до сих мы так часто подвергаемся.

Наш поверхностный и беглый взгляд на окружающую действительность порой порождает множество заблуждений и искажений в восприятии не только Великого поста, но и, например, любого церковного богослужения. Урывками бывая на службах, мы не только не можем сосредоточиться на молитве, но и, боюсь, никогда не сможем понять их подлинный смысл. Следовательно, далеко нам до правильного понимания самой православной веры.

Пермский архипастырь предостерегает нас от подобного отношения к службам церковным: «Представьте, что мы решили чествовать какого-нибудь важного человека. Пришло уже время и чествования, а чествующие собираются неохотно и недружно; некоторые появляются вместе с чествуемым и даже после того, как началось чествование. Разве это допустимо и в благородном человеческом обществе? Нет, это возможно только лишь в смысле проявления крайнего неуважения к тому лицу, которого собираются чествовать. Как же совершенно подобное отношение мыслимо перед Богом? Ибо ведь богослужение есть прославление Его или Его святых, в которых Он прославляется. Разве понимающий это придет не к началу такого прославления Бога? Разве он осмелится прервать это в средине и выйти из храма – святого места Божия? Это сделает только недовольный и самой своей беседой с Царем этого Царства – Самим Господом Богом, и в таком-то своем неблагоговейном настроении таковой поворачивается неблагоговейно спиной и уходит от Господа Бога на пути мира сего, где он, очевидно, чувствует себя лучше, чем перед Богом. Так, возлюбленный, не делай сего сам; научи от своего любящего сердца и других так не поступать».

Для того же, чтобы легче воспринять церковную жизнь, нам необходимо чаще обращаться к примерам тех людей, которые действительно стали для нас «правилом веры» и, читая их поучения, запомнить для начала хотя бы слова священномученика Андроника: «Благотворен пост для духовной жизни и поведения тех, кто свободно предает себя в послушание уставам святой Церкви. Для таких пост – веселое поприще весны духовной, когда под живительными лучами Солнца правды Христа Бога в душе исчезает всякий лед и мраз духовного охлаждения, вместо которых оживают все лучшие стороны нашей божественной по происхождению природы».

Юрий КИЩУК

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх