Прихожане о праздниках

перейти на главный сайт

Главная - Прихожане о праздниках - Светлая Пасха в гористом уделе Пресвятой Богородицы

Светлая Пасха в гористом уделе Пресвятой Богородицы

03:00, 29 апреля 2016
Прихожане о праздниках

Портал «Приходы» совместно с командой международного православного фестиваля «Артос» продолжает рассказывать о праздновании Воскресения Христова в разных странах. На очереди – грузинская Ахдгома.

По преданию, Иверия (Грузия) – апостольский жребий Божией Матери. Когда после Вознесения Господня апостолы бросали жребий, в какую страну идти каждому из них, Богородица пожелала также принять в нем участие. Пресвятой Деве выпало идти в Иверию, однако Господь повелел Ей остаться в Иерусалиме, просвещать же земли современной Грузии отправился апостол Андрей Первозванный. А за ним в Иверии проповедовали и Симон Кананит, и Матфий, и Варфоломей, и Фаддей. Но Пресвятая Богородица не оставляла Свой удел, и, как гласит предание, именно по Ее воле явилась на земле грузинской главная христианская просветительница этого народа – святая равноапостольная Нина.

Через многие противостояния с захватчиками грузинский народ бережно пронес свои древние традиции, и даже в самые тяжелые времена он стойко хранил веру предков. Во все времена грузины оставались очень религиозной нацией. Глубокое почтение к празднику Пасхи здесь закреплено законодательно: Страстная пятница и Светлый понедельник в Грузии являются официальными выходными днями.

К Страстной пятнице в стране относятся с особым уважением: очень многие грузины покаяние, молитву и строжайший пост в этот день не воспринимают как какой-то особенный подвиг – здесь практически каждый верующий стремится провести Страстную пятницу именно так. Вообще, пост очень популярен в Грузии, постятся порой даже люди невоцерковленные – и взрослые, и дети – просто отдавая дань традициям.

Более того, пятница Страстной седмицы – это единственный день в году, когда в знаменитой своей культурой виноделия и винопития Грузии самими местными жителями очень порицается и запрещается употребление пьянящих напитков.

После вечернего богослужения в пятницу грузинские хозяйки красят яйца к Пасхе. Здесь их принято окрашивать только в ярко-красный цвет, для чего пользуются, в основном, корешками морены красильной (по-грузински эндро). Для того, чтобы цвет получился очень яркий и насыщенный, хозяйки старательно отбивают эндро молоточками, расщепляя её на волокна. Чтобы не мучиться с варкой корня, часто кастрюлю с готовой «краской» соседки одалживают друг другу.

Готовые крашенки обычно кладут в праздничную тарелочку или корзинку, украшенную проросшей пшеницей либо другой тонкой зеленой травой. Ее начинают проращивать за несколько недель до праздника. Также траву и пшеницу используют для пасхального украшения дома.

Вторым главным блюдом на воскресном столе станет пасха. Но в Грузии это не творог, как мы привыкли понимать в своей традиции, а ровно то же самое, что у нас называется словом «кулич».

В Грузии в период Большого поста каждая семья по мере возможности старается соблюсти четыре субботы, посвященные поминовению усопших. В это время освящаются корзинки с едой, поэтому такого потока людей на освящение, как в России, вы в Грузии не встретите.

Подавляющее большинство людей начинает стекаться к храмам только к вечеру Великой субботы, когда начинается Пасхальная ночная литургия. В эту ночь все храмы Грузии – от самых крохотных сельских церквей до больших городских соборов – без преувеличения, забиты битком. В густо заселенных районах церкви не вмещают всех жителей окрестных многоэтажек. И когда не только церковь, но и церковный двор бывают переполнены, порой можно увидеть удивительное – людей, молящихся со свечой у собственного окна, обращенного к храму.

На Пасхальную службу стараются прийти все, даже те, кто в другое время заходит в церковь лишь для того, чтобы поставить свечки. Обязательно приходят всей семьей, с даже самыми маленькими детьми.

Многие хотят посетить Пасхальное богослужение, которое проводит Католикос-Патриарх Грузии Илия II в соборе Святой Троицы (Цминда Самеба ) в Тбилиси – главном кафедральном храме Грузинской Православной Церкви.

Но по-настоящему «народное» место для встречи Пасхи, в котором хотя бы раз в жизни старается встретить Праздник Праздников каждый грузин, – это Светицховели («животворящий столп») в древней столице Грузии городе Мцхете. Этот самый первый в Грузии храм (основанный еще в IV веке!) , по преданию, хранит величайшую реликвию — хитон Господень. И именно здесь, вдохновленный проповедью святой Нины, крестился первый христианский царь Грузии Мириан.

Въезды во Мцхету перекрываются уже к обеду в Великую субботу, а иногда и с утра, потому что иначе невозможно будет контролировать огромный поток местных жителей и туристов. Считается, что в Светицховели к тому же еще и один из лучших хоров, и стоит посетить это место на Пасху хотя бы затем, чтобы насладиться пением за богослужением.

Как красиво и торжественно звучит пасхальный тропарь на грузинском, можно послушать в исполнении хора Mdzlevari:

На пасхальный крестный ход, помимо креста и икон, обязательно выносятся хоругви с изображением главного символа национального флага – креста святого Георгия, небесного покровителя Грузии.

По его окончании многолюдные площади с невероятной радостью взрываются благовествованием: наступила Ахдгома, Пасха Господня. «Кристе Агздга!» (Христос Воскрес!) – возглашают люди, и, конечно же, в ответ звучит: «Чешмаритад Агздга!» (Воистину Воскрес!)

Очень часто прихожане празднуют Пасху всем приходом. Общий стол накрывают прямо во дворе церкви и вместе с духовенством разговляются после праздничной службы. Одно из основных блюд на Пасху – чакапули, молодое мясо ягненка или телёнка, тушёное с тархуном, другой зеленью, ткемали и специями. Ещё ставят на стол мясо курицы или индейки в соусе Баже (сациви); обязательно должны быть и другие традиционные мясные блюда – чахохбили , острый харчо из баранины, свиные окорока, специально отложенные для Пасхи, и, конечно, много вина и разнообразие вкуснейших грузинских сыров.

В Южной Грузии после ночного Пасхального богослужения обычно все расходятся по домам, а утром женщины пекут пасхальный хлеб в тандыре. Этот хлеб является обязательной частью пасхальной трапезы.

На Пасху в постройке, где хранятся сосуды с вином, совершается особый обряд: старший в роду мужчина открывает амфору с острым дном (квеври), наполненную красным вином, во имя Господа зарытую осенью в землю. С этого вина и начинают праздничную трапезу, передавая хлеб и вино всем членам рода. В Восточной Грузии этот обряд известен как Сероба (вечеря) или Рджулис Дге (день веры). Традиционно он совершался в Великий четверг в воспоминание о Тайной вечере Господа Иисуса Христа. Для Сероба горцы спускались в равнинную Кахети: проходил крестный ход по равнине, и в каждом храме, встретившемся на пути, останавливались для молитвы. Отпраздновав Сероба вместе с жителями, горцы в тот же день возвращались обратно, принося вино и хлеб в свои дома.

Вся неделя, следующая после Светлого Христова Воскресения, считается праздничными днями, сопровождается колокольным звоном и крестными ходами во всех православных храмах страны. С утра понедельника начинается посещение могил усопших; верующие используют этот единственный выходной на неделе для того, чтобы почтить память предков. Многим для того приходится проехать полстраны на машине, посетить отдаленные сёла. Собираясь на могилах, катают пасхальные красные яйца, говоря: «Христос воскресе!», щедро раздают милостыню нищим.

Начиная со второго дня Пасхальной седмицы, грузины стараются по вечерам ходить в гости к друзьям и соседям, чтобы за теплым застольем разделить радость главного в году праздника. В эту же неделю стараются найти возможность съездить с семьей и детьми в известные храмы и монастыри, познакомить младших с великой культурой народа. Например, в Имеретии в это время пользуются особенной популярностью Никорцминда, Моцаметский монастырь и церковь святого Георгия рядом с Кутаиси.

В городах и сёлах проводятся культурные мероприятия и широкие народные гулянья, основой которых в такой музыкальной стране, конечно же, является пение.

Когда-то давно одной из пасхальных традиций было проведение массовых спортивных состязаний сразу после всенощного бдения. Сейчас эта традиция жива только в отдельных сёлах – в основном, в горных районах, где по-прежнему проходят пасхальные турниры по стрельбе из лука по крашеным яйцам. В Западной Грузии в селе Шухути на Пасху единственный раз в году играют в «лело бурти».

Истории Лело уже более 300 лет, и больше всего эта древняя гурийская игра в мяч напоминает массовое регби. Шестнадцатикилограммовый мяч для неё всегда шьют только сами жители Шухути, он весь год хранится в храме, и на Пасху игру начинает священник, бросая мяч участникам состязания.

Специально для портала «Приходы»

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх