Прихожане о праздниках

перейти на главный сайт

Главная - Прихожане о праздниках - Страстная седмица: главные богослужения года

Страстная седмица: главные богослужения года

03:00, 18 апреля 2022
Прихожане о праздниках

Страстная седмица – неделя, уже непосредственно посвященная проживанию скорби о страданиях (страстях) Спасителя нашего. Каждый день здесь назван Великим: Великий вторник, Великая среда… Вспомним, какие особые богослужения совершаются на этой седмице.

В первые три дня Страстной еще служится Литургия Преждеосвященных Даров. В Великий четверг (в этом году – 21 апреля) все православные стараются причаститься Святых Христовых Таин, поскольку главное событие, вспоминаемое в этот день, – это Тайная Вечеря, за которой и было установлено Таинство Причащения (Евхаристии).

«12 Евангелий»

Неповторимая служба – утреня Великого пятка – совершается в Великий четверг вечером. В двенадцати специально подобранных отрывках из четырех Евангелий по порядку вспоминается от начала до конца путь страданий, которым прошел Господь наш Иисус Христос, – начиная с Его беседы с учениками и молитвы в Гефсиманском саду и заканчивая распятием на Голгофе и погребением. По уставу Евангелия должны читаться поздно ночью, но в современной практике эту службу, как правило, совершают пораньше – вечером.

Во время чтения Евангелий верующие стоят в храме с зажженными свечами. Существует традиция сохранять после окончания службы огонь этих свечей, относить его домой и зажигать от него домашнюю лампаду.

Страстная пятница (Великий пяток)

Этот день является кульминацией Страстной седмицы. Церковь вспоминает суд над Христом, Его избиение и поругание, казнь и смерть через распятие на Кресте. В Великую пятницу литургия не положена, утром служатся Царские часы.

Затем около трех часов дня (время Крестной смерти Спасителя) совершается вечерня, в конце которой из алтаря выносится Святая Плащаница – больших размеров полотнище с вышитым на нем изображением Христа, лежащего во гробе. Плащаница полагается в центре храма на возвышении, украшенном цветами, и пребывает там три неполных дня – до наступления пасхальной ночи.

А вечером или ночью в пятницу совершается утреня Великой субботы с чином Погребения Спасителя. По сути, это отпевание Христа: перед Плащаницей совершается пение 118-го псалма, стихи которого перемежаются с особыми припевами, оплакивающими Спасителя. Припевы эти являются величайшим шедевром церковной поэзии. По окончании чина погребения Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма с пением погребальной молитвы «Святый Боже…» и снова полагают в центре храма. Затем читается трогательный канон на плач Пресвятой Богородицы.

Радость пополам с печалью

В Великую субботу, именуемую также Благословенной, Церковь вспоминает пребывание Господа во гробе и сошествие Его душою во ад для возвещения там победы над смертью. В саму субботу утром совершается вечерня в соединении с литургией. Она предвозвещает уже Пасхальное воскресенье. На ней читаются пятнадцать паремий – особых отрывков из ветхозаветных книг, в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении Царства Господа.

Затем поется прокимен (специально подбираемый стих из Священного Писания) «Воскресни, Боже» – и черные облачения в храме меняются на белые: начало праздника Пасхи ощущается все сильнее. В богослужении Великой субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные, воскресные, черты.

По окончании литургии совершается освящение традиционных продуктов для пасхального стола: куличей, пасох и крашеных яиц.

В это время уже не стоит излишне поддаваться суетной бытовой подготовке к празднику, ведь Христос еще пребывает во гробе, а за литургией в этот день поется вместо Херувимской «Да молчит всякая плоть человеча…».

И… Пасха!

В пасхальную ночь, за час до полуночи в субботу, совершается небольшая служба под названием полунощница (в монастырях ее служат ежедневно, а в приходских храмах, как правило, только один этот раз в году). К концу этой службы Плащаница Спасителя заносится в алтарь через Царские врата и кладется на престол, где находится до праздника Вознесения (сороковой день после Пасхи – 9 июня).

Ровно в полночь священнослужители со всеми верующими выходят из храма и, обойдя его крестным ходом с пением стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси…», останавливаются у запертого входа в храм. В этот момент молящиеся как бы повторяют путь жен-мироносиц, которые печально шли в ночи ко гробу с сосудами мира, чтобы помазать Пречистое тело Спасителя, – а дойдя, услышали от ангела весть о Его Воскресении.

Вот и здесь снаружи храма впервые звучит радостное: «Христос Воскресе!» Двери храма открываются, все входят, и начинается светлая пасхальная заутреня, которая сменяется Божественной литургией.

Священник Евгений АЛЕНИН

По материалам газеты «Логосъ»
(Рязанская митрополия)

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх