Великий пяток − пятница Страстной седмицы, самый скорбный день богослужебного календаря − у многих невоцерковленных обывателей ассоциируется прежде всего с тем, что в этот день существует благочестивая традиция не вкушать пищу до выноса святой Плащаницы.
В Великую пятницу в храмах совершается несколько богослужений. Утром служатся часы, во время которых прочитывается Евангелие о Страстях Господних. В середине дня совершается вечерня с чином выноса Плащаницы, а вечером − утреня Великой субботы с чином погребения Плащаницы. Иногда чин погребения Плащаницы совершают ночью.
Святая Плащаница представляет собой плат (материю), на котором изображено положенное во Гроб тело Спасителя.
Вынос Плащаницы в этот день является древней традицией, о которой впервые упоминается в XVII веке в так называемых соборных чиновни́ках − богослужебных книгах, содержащих различные чинопоследования.
К примеру, в чиновни́ке холмогорского Преображенского собора сказано: «Ключарь износит Плащаницу из ризницы и полагает на престоле, распростерту по чину».
При этом открытым остается вопрос, кто автор этого обряда, так как в чиновни́ках нет ссылок на первоисточник.
О выносе Плащаницы в Великую пятницу ничего не говорится ни в древнейших греческих и древнерусских уставах, ни в нынешней редакции Типикона, где сказано о выносе Плащаницы в Великую субботу.
Как предполагают некоторые литургисты, обычай выноса Плащаницы берет свое начало в богослужебной практике Восточных Церквей. Подобный обычай, к примеру, встречается в практике Болгарской Церкви.
В конце XIX века известный русский византинист, историк Церкви профессор Киевской духовной академии Алексей Дмитриевский писал, что в России существует несколько традиций выноса Плащаницы. В некоторых храмах, в частности, в Успенском соборе Московского Кремля, ее выносили перед вечерней. Но в своем большинстве распространилась иная практика, предписывающая вынос Плащаницы в конце вечерни.
В Православной открытой энциклопедии сказано: «Предположительно обычай износить Плащаницу на великой вечерне Великой пятницы получил у нас начало в XVIII веке… когда при Патриархах Московских Иоакиме и Адриане было завершено редактирование Типикона в нашей Церкви».
Современный устав Греческой Церкви, реформированный в XIX веке, подробно описывает обряды, соединенные с выносом плащаницы. При этом речь идет только о Патриаршей службе.
Вынос Плащаницы в современной практике Русской Церкви происходит в середине дня, около 14−15 часов по московскому времени, во время так называемой великой вечерни. Настоятель отверзает Царские врата, кадит Плащаницу, которая лежит на престоле, и, водрузив ее на свою главу или на главы священников (если служат несколько человек), выносит на середину храма под пение хором тропаря: «Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, Плащаницею чистою обвив; и вонями во гробе нове покрыв положи».
Плащаница полагается на деревянную гробницу, украшенную цветами, если таковая имеется, перед святым Распятием, находящимся в центре храма (по традиции Плащаницу натирают благовониями в память о святых женах-мироносицах, которые принесли ароматы и помазали ими тело Спасителя).
Затем совершается поклонение и целование святыни духовенством и прихожанами. Плащаница остается в центре храма до Пасхальной полунощницы.
Все богослужения в пятницу и субботу Страстной седмицы начинаются и оканчиваются возле Плащаницы, а не в алтаре.
Священник Антоний СКРЫННИКОВ
Иллюстрация сайта Fotolitopys.in.ua


