До I Вселенского Собора в зависимости от местности традиции празднования Пасхи весьма могли отличаться друг от друга, как по времени, так и по содержанию. Не все христиане первых трех веков понимали Пасху как Воскресение Христово. Как раз это событие – Воскресение Иисуса Христа – христиане везде отмечали каждую неделю в День Господень. Однако некоторые христианские общины совершали Пасху, вспоминая не столько само Воскресение, сколько предшествующие ему Страсти Христовы.
Для христиан, проживавших тогда в Иерусалиме, как, впрочем, и сейчас, события, связанные с последними днями и часами жизни на земле Спасителя настолько глубоко и по-особому переживаются, что для них, непосредственно соприкасавшихся с местами этих событий, вполне естественно было отображать свои переживания в особых богослужениях.
Таким образом, окончательно закрепившаяся после I Вселенского Собора практика празднования Пасхи в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния установила воспоминать Страдания Христовы в Великую Пятницу.
Вполне естественно, что на формирование богослужебной традиции этого дня влияние оказала древняя иерусалимская традиция. Самое яркое описание богослужения Великой Пятницы мы встречаем в литературном памятнике конца IV века – «Паломничестве» Эгерии. В тексте этого «Паломничества» содержится уникальное описание иерусалимского богослужения Великой Пятницы, которое начиналось в Четверг вечером, продолжалось всю ночь и заканчивалось вечером в Пятницу.
Согласно «Паломничеству», характерной особенностью этого богослужения было перемещение молящихся по храмам Иерусалима и памятным местам, связанным со Страданиями Христа.
К бдению все собирались в церкви на Элеонской горе, построенной на том месте, где Господь провел со своими учениками последний день перед днем Распятия. В этом храме пелись гимны и читалось Евангелие, где описывается прощальная беседа Господа с апостолами накануне Страстей (Ин. 14-16). Около полуночи все шли к месту Вознесения Господня, где также совершалось чтение и пение гимнов, а епископ возносил свои молитвы. При первом пении петухов все переходили на место, где Господь молился накануне Страстей (Лк. 22, 41). Там также совершались молитвы, пения и читался евангельский отрывок моление о чаше. Далее все шли на место, где Христа взяли под стражу и там также произносились молитвы, пелись гимны и прочитывался соответствующий евангельский отрывок. На рассвете все приходили на место обретения Креста, и там читалось Евангелие о приведении Христа к Пилату, а после отпуста шли к колонне, у которой бичевали Христа, молились там и на несколько часов расходились по домам.
После полудня на Голгофе полагали ковчег с Древом Креста Господня, у которого совершалось очередное богослужение с чередованием молитв и гимнов с чтениями ветхозаветных пророчеств о страстях, апостольских и Евангельских чтений также о Страдании Христа. Далее следовала вечерня, а после нее в часовне ВоскресениЕсето есть в Кувуклии, читали Евангелие о погребении тела Христа Иосифом и после молитвы и благословения оглашаемых богослужение Великой Пятницы завершалось.
В последующие века этот чин структурировался, число мест посещения и число Евангельских отрывков увеличилось, а некоторые чтения были замещены другими. В итоге чин, который мы имеем сегодня и который состоит из 12 Евангельских отрывков, посвященных Страстям Христовым, а также из 15 антифонов и других песнопений и тропарей, окончательно сформировался в послеиконоборческий период. Истоки же его, несомненно, – в древнем иерусалимском последовании.
Андрей Брильков