Прихожане о праздниках

перейти на главный сайт

Главная - Прихожане о праздниках - По хлебным крошкам

По хлебным крошкам

03:00, 30 января 2015
Прихожане о праздниках

По моему глубокому убеждению, Господь − самый великий Сценарист. Вот уж Кто никогда не разочарует сюжетным поворотом. Недаром все лучшие книги основаны на реальных событиях. История каждого человека — это изысканный паззл, где последний кусочек открывает неповторимый и захватывающий пейзаж. Это ведь Господь придумал снежинки… С самого первого момента обращения к Богу нас у что на все Его воля и во всем Его промысел. Но враг не дремлет, в отличие от нас. К каждому он находит лживое слово, подтачивает сердце.

Я родилась с тяжелой родовой травмой. Несчастная матушка моя очень страдала. В итоге всех манипуляций мои бедра были вывернуты. Я походила на лягушонка, и маме пришлось постараться, чтобы собрать мой таз. С самого детства я знаю, что такое больные ноги. Не стану описывать боль, но прогулка или стояние в очереди способны повергнуть меня в отчаяние.

В период воцерковления службы стали для меня пыткой. Я не молилась, а просто ждала, когда батюшка воскликнет: «Господу помолимся!», и я смогу поклониться. Поклониться, чтоб хотя бы на миг отступила мука. Скамейки в церкви, конечно, есть, но для молодых там места нет. Я же с палкой не хожу. Вместо этого я стою на службе и принимаю лукавые помыслы. И лишь одна радость ведет меня в храм − радость Исповеди и Причастия.

Как же хорошо, как легко на душе после Таинства. Вновь чувствуешь себя чистым и светлым, как в детстве. И так хочется этим поделиться.

Вот встречаюсь с подругой, внимательно слушаю ее. Вникаю во все ее трудности, а внутри так и подмывает произнести: «Тебе на исповедь надо». И это не из-за осуждения. Это рвется наружу невероятное желание причинить добро ближнему. Так сказать, проветрить замусоренные ложью чердаки сознания. И я говорю, а она:

− Я и сама думала, – и недовольно дует губы.

Мою подругу зовут Таня, и у нас с ней большая история взаимоотношений, совместных взлетов и падений. Мы знаем все тайны друг друга, и иногда от этого только хуже.

− И что? – я с умилением смотрю, как Таня снимает невидимые пылинки с дорогой блузки.

− Что? – она вскидывает на меня голубой взор, – Я хожу в Церковь на праздники. Ставлю свечки.

− На праздники? – я недоверчиво наклоняю голову.

− Ну, Вербное, там, и Пасха.

− Дни, когда из храма можно что-то унести, − беззлобно хихикаю я, но Таня дуется.

− А что еще надо? – она недоуменно пожимает плечами. – У меня дома и иконы есть, ты сама видела.

Это правда. Иконы остались еще от ее прабабушки. И висят в доме как картины.

− А исповедь? – спрашиваю я.

− Да отстань ты! – вскидывается Татьяна. − Не выношу я этих священников!

− Так уж много ты их знаешь?

Если честно, Таня лично не знает ни одного священника. Но так повелось, что в каждом из них она видит какой-то изъян, который мешает ей исповедаться. Однажды мы по очереди принюхивались к батюшке, потому что ей мерещился запах перегара. Я, разумеется, запаха не слышала. Диаконов же она находит грубиянами, а бабушек в лавке, кроме как ведьмами, не зовет. Словом, Церковь для нее − это толпа лукавых и порочных людей. Или вот еще: «Театр лицемеров».

− Ну, не доверяю я им! – в подтверждение моих размышлений восклицает Таня. − Как же я могу им исповедаться?!

− Ты неправильно на батюшку смотришь, — начинаю я, а сама встаю за чайником, − Он ведь кто?

− Кто? – Таня недовольно подставляет кружку и просит еще варенья.

− Батюшка… он … э-э… это…. Он как телефон! – нахожу я сравнение. Прикидываю насколько оно удачно, но времени серьезно размышлять нет. – Ты не ему говоришь. Ты В НЕГО говоришь, − произношу я и представляю недоумение на лице нашего батюшки. Интересно, чтобы он на это сказал?

− И, типа, с другой стороны Бог слушает?

− Не типа, а самым натуральным образом, − уверяю я подругу и уже думаю, как поведу аналогию дальше. Вроде того, что телефоны бывают разные: и молодые и не очень, но Таня заявляет:

− Я в это не верю, − и смотрит на меня хитро так, улыбается.

В порыве воодушевления, не замечая этого, продолжаю:

− Священник − просто человек и, может быть, не всегда заслуживает доверия, но ему свыше дается благодать! – Я театрально вскидываю указательный палец. Ни дать ни взять, учительница первая моя. – От этого дара он освящается и становится …, − замечаю взгляд Тани и теряю мысль.

− Становится телефоном, − помогает она мне и хохочет.

− Да ну тебя! – обижаюсь я и отворачиваюсь. Мне обидно не из-за смеха − обидно, что я так бездарно упустила шанс.

Тереблю край клеенки, раздумываю, как вновь приступить к башне общественного скепсиса в лице моей подруги. Тем временем Таня сама наступает.

− Ты к мощам когда поедешь? – невинно спрашивает она. – Я вот уже несколько раз была.

О, какой удар! Это ахиллесова пята моей веры. И Таня отлично это знает.

Дело в том, что мне сложно поверить в чудо от… останков человеческой плоти. Мой логический разум отказывается воспринять такую возможность. Хочу сразу пояснить, что в святых я очень даже верю, но вот в силу их мощей…. Не вижу я в них ничего удивительного. Сохранность я могу объяснить аскезой, которой тело еще при жизни было доведено до полного иссушения. Соответственно процесс разложения почти отсутствует. Если тело хоронили в пещере или подземелье, что часто случалось, тогда и есть-то его особенно некому. Плюс уход за останками; всякие там обертывания, пропитывания и прочее. Вон в мавзолее же лежит? Святой что ли? Нет. Просто грамотный уход. А многочисленные свидетельства? Желание чуда. Нам, людям, очень уж хочется чуда.

− Чего молчишь-то? – ехидно замечает Таня.

− Мне незачем туда ехать, − неохотно отвечаю я.

− А чего так? − уже не скрывая своего веселья, куражится подруга.

Тут я испугалась. Получается, что так меня каждый на смех поднять может? Мол, у каких мощей была? А еще верующая называется! Проповеди тут читает! Стыдоба!

− А вот возьму и поеду! – решительно заявляю я. Для пущей убедительности по столу кулаком – бах!

Но Таня расплывается, словно чеширский кот:

− И к Ксении Петербуржской?

− Ты! – задыхаюсь от возмущения. – Там очередь большая! Ты же знаешь, я не могу стоять!

− Ну, ну, − понимающе кивает Таня. И больше мы об этом не говорим.

Ночью не спится. Вспоминаю педагогическое училище. Место, в котором все началось…

Педулище, так ласково мы его называли. Там учились одни девочки. Социальные слои вперемешку. Я из бедных.

Была в нашей группе девочка по имени Ксения, чистенькая и надменная. И очень она почитала Ксению Петербуржскую, считала ее своей покровительницей и защитницей. Только и говорила о ней. Даже иконку при себе имела. Папа этой Ксении спонсировал наше училище. И семья их, по понятным причинам, была на хорошем счету.

Однажды группа решила сбежать с последней пары. Уговор был − бежать всем. Предполагалось, что в таком случае легко будет убедить наивных учителей в ошибке расписания. Все сбежали…, кроме Ксении. Она же послушно написала список для директора — от идеологов предприятия до инертных единиц. Идеологов решили серьезно наказать, а они, в свою очередь, решили наказать стукача.

Сговорились дождаться ее после занятий и поучить уму-разуму. Будущие педагоги − люди суровые, там слабакам делать нечего. Девочки сплевывали на землю и обсуждали длинную косу Ксении, которую удобно будет намотать на кулак. Я хоть и не входила в авангард ситуации, все же была свидетельницей обсуждения будущей расправы. Мне стало страшно за Ксению. Но вдруг мелькнула надежда. Кто-то упомянул покаяние. Я же схватилась за эту возможность и буквально бросилась к будущей жертве. Оттащила ее в сторонку, сказала:

−  Тебе извиниться надо.

− Зачем? – удивилась она.

− Затем, что из-за тебя проблемы.

− А мне-то что? – пожала плечами Ксения. – Нечего было дурить учителей.

− Если ты не извинишься, тебе морду набьют, − как можно более убедительно сообщила я ей.

Она вроде испугалась. Отошла от меня. Я же подумала, что ей нужно время, чтобы все хорошенько взвесить.

После занятий мы караулили ее за корпусом. Мне было интересно узнать, что она решила. При этом я успокаивала себя тем, что предупрежденный уже спасен. В какой-то момент Ксения вышла из здания, увидела нас и торопливо пошла в другую сторону. Я облегченно вздохнула: ее никто не заметил.

А на следующий день меня отчислили, обвинив в том, что я угрожала Ксении расправой. Мои попытки оправдаться затмевались возмущением папы, который требовал сатисфакции. Мне предложили сдать участников заговора, но я же уже сказала, что меня отчислили.

Много раз мне выпадал случай съездить на Смоленское кладбище (именно там покоятся мощи святой). В разные периоды моей жизни вдруг возникало это предложение. Но после того опыта образ Ксении Петербуржской навсегда сросся в моем сознании с холодной девушкой, которая пожимает плечами и говорит: «А мне-то что?»

Теперь же было все решено. Я еду к мощам! В конце концов, цепляние за прошлое и логические доводы – вот два любимых поля лукавого. Он на этой почве гордыню взращивает, которую потом ничем не выкорчевать. Словом, оттеснив свой разум и держась за веру в то, что на все воля Божья, я поехала: к Александру Невскому, к Иоанну Кронштадтскому, а затем и к Ксении Петербуржской.

Осень, первые холодные дни, перемена погоды, перемена обуви. Только голова и плечи свободны от боли. Длинная очередь по тропинке, вдоль старых могил.

Мы встали в конце, за молодой красивой парой. А за нами сразу пристроились две девушки лет восемнадцати. Они без конца задавали друг другу вопросы, пытаясь выяснить, куда и зачем они стоят. Это отвлекало меня и веселило. Хотелось разыграть подружек, подкинув обескураживающий вариант. Но атмосфера места удерживала меня «в рамках», в зоне безобидного подслушивания. Поездка все еще казалась мне пустой тратой времени. Прошлые два места ничего не изменили. Я поклонилась мощам, поцеловала раки, передала просьбы и попросила сама. На этом все. Ни там, ни там не нужно было ждать. Пришел, сделал − быстро, оперативно. А здесь… не только очередь, но еще и на улице. Не только атмосфера, но еще и боль.

Мы постепенно продвигались вперед, и стала видна вереница людей, ходящих вокруг часовни.

− Они что, вокруг ходят? – удивленно спросила я.

− Да это такая традиция, − пояснил мой спутник.

− Пустое суеверие! − раздраженно заметил мужчина впереди.

− А куда эта очередь? – спросила девушка сзади.

Я взглянула на нее, проглотила ком с юмористическими идеями, сказала:

− Здесь покоятся мощи блаженной Ксении. Святое место.

Девушка задумчиво посмотрела на меня, потом взглянула на подругу:

− Пора бы мне бровями заняться, − сообщила она ей.

Я отвернулась, со стыдом размышляя о том, что мой ужасный вид напомнил девушке о косметологе. В правой ступне что-то пронзительно стрельнуло и, пролетев по всей ноге, замерло в пояснице. Я закусила губу, переминаясь на месте. Подумала: «И зачем я только сюда притащилась, еле стою». Потом подумала, что пути Господни неисповедимы и, раз притащилась, значит зачем-то надо. Вот взять хотя бы этих двух девочек сзади. И сами не знают, а уже приложатся к мощам. К мощам святой. Вот Оно, Провидение Божье в чистом виде. А ведь наступит момент, лет эдак через …дцать, когда они с благоговейной радостью будут вспоминать сегодняшний день. Так всегда и бывает. Ну, а я? Я что?

− Не знаю, о чем молиться? – жалобно сообщила женщина впереди своему мужу.

− Молись, о чем хочешь, − ответил он, – Только вокруг я не пойду, − мужчина недовольно сложил руки на груди.

Мы уже очень близко к входу. Люди все идут по кругу, толкают нас, извиняются. Внутри служба, и слышится запах ладана. Женщина озадачила меня. Я ведь тоже не знаю, о чем молиться. Конечно, хочется попросить о том, чтобы ноги прошли. Ну, пусть хотя бы ступни…, но как же просить, если я не верю в это. С другой стороны, я же верю Богу, и в промысел Его верю. Но ведь это получается, как у Тани…, здесь верю, а здесь не очень. Ерунда какая-то! В Евангелии есть такой человек. Хочет спастись, а отказаться от богатства не хочет. Иисус же сказал ученикам Своим: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19. 23) А я бедна, в плане денег, зато в плане мыслей… ох! Мое богатство − это убеждения, логические умозаключения, интеллектуальные выкладки, да структурные теории. Мои мысли − мои скакуны, а скакуны, знаете ли, − это уже табун. Вроде были времена, когда табунами богатство мерили. Так что я очень богата. Ну все, мне уже не по себе. Ведь если хоть на секунду предположить, сделать допущение, что мощи − это реально святыня, тогда выходит, что я столько лет…. Уф, мама дорогая! Что же делать теперь?

− Извините, − говорит парень, проталкиваясь мимо.

И тут меня осеняет. Мне надо извиниться! Просить буду в другой раз. Сейчас же просто извинюсь. Собралась, сосредоточилась, и…. «Прости меня, мати Ксения, грешную и глупую», − подумала я. И в тот же момент ступни перестали болеть. Просто прошли. Впервые за все годы моей жизни. Прошли и больше не болят. Даже когда бедра и спина болит, ступни не болят. До сих пор кусаю локти. Вот я маловерная! А ведь могла бы и полностью исцелиться. Ну, ничего, теперь-то я уже иначе на мощи смотрю.

Что еще сказать?

Я все думаю о том, как часто мы поддаемся на уловки нашего врага. Отступаем от храма из-за ссоры со свечницей. Уходим от исповеди и причастия из-за несимпатичного батюшки. Стыдимся своей веры из-за того, что не модно. Отворачиваемся от святых из-за нелепой клеветы…

И словно нам в утешение схимонах Паисий Афонский говорит: «Бог даже все наши отклонения с пути употребляет во благо, и, таким образом, диавол не может творить зла». О, как много всего оставил нам Господь, будто хлебные крошки по темному лесу. Ничего не кончено, ни в одной жизни, пока последний кусочек не поставлен на место. И еще… слава Тебе, Боже наш, что есть надежда на покаяние.

Васса БОГДАНОВА

Публикация Иннокентиевского храма Хабаровска

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх