
Есть Таинство, которое прочно связано в сознании людей с Великим постом, – Соборование по традиции совершается в храмах именно в эти дни. Обязательно ли каждый пост приступать к этому Таинству? Для чего оно совершается? Если человек не соборовался в пост, чего он себя лишил? На вопросы об этом отвечают священники Горловской епархии Украинской Православной Церкви.
Собороваться никто никого не заставляет
Протоиерей Константин Лисняк:
Таинство соборования – это одно из Таинств Святой Православной Церкви. Оно установлено на фундаменте из строк Священного Писания. Там говорится, что если кто болеет, то «пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5. 14-15). Исходя из этого, делаем вывод, что Соборование необходимо для исцеления от наших душевных и телесных недугов. Есть другая богословская точка зрения на это Таинство – что в нем прощаются так называемые забытые грехи, то есть те грехи, которые человек по немощи своей не всегда может исповедовать во время сознательной исповеди.
Главная мысль: человеку для исцеления души и тела дается благодать. Дается таинственным образом (отсюда и название – «таинство»). Почему так – бесполезно размышлять, потому что, когда мы пытаемся рацио включать в вопросах духовных и церковных, то всегда получается какая-то ересь. А здесь мы воспринимаем на веру то, что благодать действует, и Господь дает либо полное исцеление от болезни, либо облегчение страданий. Все зависит от того, каков промысл Божий относительно конкретного человека.
Общее соборование – это древняя практика. Она очень удобна. Почему? Каждому приходится испытывать болезни, от чего-то страдать. Каждый верующий в такой ситуации хотел бы собороваться. Как это осуществить практически, если священник один, а прихожан несколько сотен человек? Для этого священники собираются в одном храме (потому и называется «соборование» – от «собор духовенства»), приглашают прихожан для общей молитвы. Во время совершения Таинства несколько священников помазывают людей освященным елеем, несколько читают молитвы и святое Евангелие – происходит грандиозное священнодействие. И в течение Великого поста, если регулярно каждую седмицу совершать такие соборования, вполне реально охватить весь приход. То есть каждый прихожанин будет иметь возможность собороваться.
Если человек не болеет, то ему достаточно один раз в году пройти это Таинство. А в маленьких приходах проблем с этим меньше, священник может один соборовать 30-40 прихожан, собравшихся вместе. Это может занять полтора-два часа.
Конечно, если какая-то бабушка очень хочет собороваться, но по физическим возможностям не в силах прийти в храм, то священник соборует ее дома. Недавно встретил такую мысль – не помню автора, но она мне очень по сердцу: у священника есть только одна привилегия – быть слугой всем, кто к нему обращается. Быть на послушании у каждого верующего человека, который нуждается в его окормлении и помощи.

Обязательно ли приступать к Таинству соборования каждый пост? Я бы сказал так: желательно. Есть такие вещи, которые лучше иметь, чем не иметь. Так и с этим Таинством. Тем более, если человек болен – хотя сейчас все мы такие, кто может сказать о себе, что абсолютно здоров? Но никто никого не заставляет. У нас нет заповеди заставлять кого-либо исполнять что-либо. Даже Христос в Евангелии говорит: «блаженни нищие духом», «блаженни плачущие» и так далее – то есть вы будете блаженны, если сделаете то или иное. Он предлагает, приглашает, но не настаивает, не загоняет в Царствие Небесное, не тянет на аркане. Вашу свободу никто не нарушает. Можно вообще не собороваться – каждый человек решает это для себя сам. Принуждать никто никого не собирается.
Чего лишает себя человек, не соборовавшийся в пост? В плане исцеления от болезней – это понятно, но есть еще аспект. Не надо забывать, что в течение этого Таинства семь раз читаются отрывки из Священного Писания (послания апостолов и Евангелие) и произносятся чрезвычайно умилительные молитвы с очень глубоким смыслом. Всего этого лишил себя человек, если не присутствовал на общей соборной службе.
Дома вы так никогда не помолитесь! Каким бы праведным ни был человек, молитву церковную заменить ничем нельзя. В этом главный смысл храмов, для этого мы их строим, освящаем и совершаем там богослужения. Господь говорит: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Соборная молитва – это огромная сила. Кто бывал, кто на вкус попробовал эту сладость, кого коснулась благодать, тот ни с чем это состояние не спутает, тому всегда будет хотеться еще. Влечет к себе человека благодать Божия, зовет, и душа откликается, и хочется продолжать пить ее. И чувствуешь себя комфортно, радость и доброта поселяются в сердце, и всех можешь простить, на кого зуб точил – действие благодати Божьей ощущаешь явно.
Слава Богу, что у нас народ еще идет в храмы, что мы еще можем понимать ценность церковного богослужения, которая нам дана по наследству – мы ведь ничего не сделали, чтобы получить этот дар. Дай Бог нам ценить и беречь то духовное наследство, что мы имеем.
Экзамен на чистоту совести
Протоиерей Владислав Шестаков:
Кроме телесного исцеления, в Таинстве елеосвящения испрашивается и отпущение грехов, ибо большинство болезней – следствие греха, тогда как сам грех – болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру, по причине их малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных. Поэтому каждый уважающий себя православный человек старается приступать к этому Таинству примерно раз в год. Традиционно это период Великого поста, время, когда следует особенно много внимания уделять своей духовной жизни.

Соборование – это еще своеобразный экзамен на чистоту совести. Каждый раз, приступая к этому Таинству, мы должны проверить себя: во всех ли грехах раскаялись, со всеми ли помирились? И если в чем-то совесть нас упрекает, то нужно постараться немедленно решить эту проблему, и только потом приступать к таинству. Уже хотя бы поэтому к таинству соборования стоит приступать каждому.
Люди исцеляются
благодаря покаянному состоянию души
Протоиерей Михаил Фоменко:
Есть такое понятие в медицине и психологии, как психосоматика, то есть влияние психологического состояния и психологических факторов на течение телесных заболеваний. Простыми словами, когда болеет тело, а причина – в душе. В Таинстве Елеосвящения Церковь напоминает нам, что грех имеет негативное влияние и на тело. При помазывании освященным маслом испрашивается у Бога благодать, которая исцеляет душевные недуги и телесные болезни.
Общее соборование проводится именно в Великий пост, потому что есть слова апостола о том, что собираются для Таинства кающиеся, и прощаются им их грехи. Когда, как не во время Великого поста нам исполнять эти слова и каяться в своих согрешениях? Потому есть в нашей Церкви благочестивая традиция именно в Великий пост собираться людям вместе и каяться в своих согрешениях, при этом участвуя в Таинстве елеосвящения.
Если человек считает себя христианином, то постарается обязательно собороваться в пост. Мы всегда должны помнить, что даже если мы физически здоровы, то в духовном плане это совсем не так. А в Таинстве Соборования, которое совершается всегда в Великий пост, как мы уже отметили, прощаются грехи. Поэтому мы и собираемся в храмах, поэтому соборуемся.
Если человек не соборовался в пост, он лишил себя помощи Божьей, которая может врачевать и душевные, и телесные немощи. Остался без той благодати Божьей, которая ведет ко спасению. Человек крадет у самого себя, если по своей воле отказывается от этого Таинства – одного из самых древних, что есть в нашей Церкви.
А если помешало что-то… Запрета на проведение соборования в другое время года нет. И ни в каких богослужебных книгах мы его не найдем. Начиная с Х века, в Византии соборовали именно в дни Великого поста, именно оттуда идет эта традиция.

Священник не имеет права отказаться соборовать человека, если тот болен. Если человек здоров, но по объективным причинам не соборовался в пост, пусть не отчаивается, но обратится к Богу, Который его направит и подскажет, что сделать. Можно позвать священника на дом или прийти в храм и попросить, чтобы батюшка частным образом пособоровал там.
Человеку достаточно собороваться один раз в году. Это такая благочестивая традиция. В ней есть логика и смысл. Если человек думает, что Таинство само собой разрешит все его проблемы и исцелит недуги, и будет прибегать к нему раз, и два, и три, думая: «Почему меня Господь не исцеляет?» – пускай не малодушествует! В моей практике был случай, когда человек обманным путем соборовался по многим храмам, говоря: «Я первый раз соборуюсь!», а потом получилось так, что он заболел очень тяжелой болезнью и лежит в больнице до сих пор. Не нужно гнаться за количеством, не понимая сути Таинства. Молитва веры спасет болящего. Люди исцеляются благодаря покаянному состоянию души и искренней молитве.
Если человек заболел, он, конечно, может собороваться чаще, чем один раз в год. А вот если человек за пост старается обойти все храмы в округе, чтобы «побольше благодати собрать», это характеризует его как суеверного, а не как верующего.
Подготовили Екатерина ЩЕРБАКОВА
и Мария ЦЫРЛИНА
В основе материала –
публикация сайта Горловской епархии


