
Нецерковные люди часто спрашивают, почему Бог создал человека, если Он уже знал о том, что человек согрешит, отпадет от Него и будет мучиться в аду? И далее, следуя этой логике, во всем виноват Бог. Но так ли это? Так ли эта история однобока, так ли все просто? В последний день седмицы, начавшейся воспоминанием о Страшном суде, давайте порассуждаем об этом вместе.
Бог, по нашему православному вероучению, – Источник бытия для всего, что есть в этом мире. Космос, планета Земля, животные, люди, ангелы – все созданы Богом. Вся вселенная – это творение Божие. А отказ от этого Источника грозит любому творению концом его дней, концом жизни, смертью его сознания, уходом в небытие… То есть, наверное, можно сказать, что грех, отказ от Бога влечет за собой не «ссылку» в ад, а полное умерщвление сознания.
Бог по своей безграничной любви предоставляет Своему творению свободу выбора: человек может определить свою жизнь, именно жизнь, а не свое бытие или небытие, то есть Бог по Своей милости за грех против Него не отнимает у человека жизнь, не уничтожает его – Он дает человеку возможность не видеть Господа, не видеть правду. Бог дает возможность человеку существовать без Него, при этом поддерживая человека. Хотя, если подумать логически, люди могут иметь жизнь только от Бога, потому что Он источник их бытия, без Него их не могло и не может быть. И когда человек своим грехом отсекает себя от Бога, от Жизни, то он должен погибнуть. Но Бог не оставляет этого человека, не отнимает у него жизнь, а помещает человека в то место, где он может существовать без Бога, без добра, без истины.
И Бог делает это не для какого-то опыта, не для того, чтобы посмотреть, покается ли человек или нет, придет к Нему или нет. Ад – это проявление милости Божией к человеку, даже такому, который выбрал грех; это место, которое создано Богом для того, чтобы подобному человеку было легче существовать. Это какой-никакой, но все же выбор человека, и Бог как истинный человеколюбец и свободолюбец дает человеку возможность «комфортно» существовать без Него; Бог уважает даже самый ужасный поступок человека.
Но Бог не оставляет Свое творение в аду. Тех людей, которые хотят жить с Ним, несмотря на своей грех, Он не оставляет и в адовой пропасти, но сходит туда, чтобы спасти, вытащить оттуда Свое создание, даровать ему вечную жизнь с Собой. Казалось бы, человек обречен на вечную гибель, ему уже никуда не деться, но Бог продолжает диалог с ним. Этот диалог никуда не пропадал в Ветхом Завете, Он велся Господом на языке человека, Он велся во время земной жизни Бога, ведется сегодня и будет продолжаться дальше. Господь промышляет о человеке и даже из его порочных поступков старается творить добро для него же самого. Как это Он делает – скорбями, таинственными действиями – этого знать мы не можем, но мы можем совершенно точно утверждать, что Бог хочет всех спасти, несмотря на взгляды человека, пол, расу, несмотря на его грехи. Господь реально всех любит и реально хочет всем спастись.
Ад – это не ссылка за преступления, ад – это милость Божия по отношению к человеку, где люди, находясь в таком состоянии души, что не выносят даже отблесков Божественного света, могут жить на том уровне, к которому привыкли.
Бог уважает свободу Своего создания. Если бы человеку угрожало потерять свою жизнь насовсем, то это было бы насилием над ним. Если люди были бы лишены возможности выбора, то получились бы оловянные солдатики, которые по поручению своего Создателя были б хорошими, но в мире отсутствовало бы понятие искренности, добра, потому что все оказались бы «бессловесными роботами», в которых заложена определенная программа, исполняемая в точности. Но Богу нужен не робот, не зомби, а свободный, сильный, добрый человек, который сможет стать богом, но только с маленькой буквы. Богу нужно не принужденное, но свободное добро, которое будет истинным добром, а не заложенной благостной программой.
Захар САВЕЛЬЕВ


