В Великую Пятницу Чин Погребения Плащаницы на Корфу сопровождают духовые оркестры, в Великую Субботу выбрасывают из окон наполненные водой кувшины и бросают случайного прохожего в бочку с водой. О том, для чего это делается. Читайте во второй части перевода небольшого очерка о традициях Страстной седмицы и Пасхи на Корфу.
До полудня Великой Пятницы церкви полны народом, который приходит, чтобы совершить воспоминание снятия Пречистого тела Господа со Креста и обвития мертвого тела Христова белой плащаницей. Богослужение сопровождается заупокойным перезвоном колоколов, и атмосфера этого дня трогает до глубины сердца.
После службы дети разбредаются по окрестностям, чтобы найти цветы для украшения Плащаницы. Самим украшением занимаются исключительно молодые девушки и девочки. Им нужно успеть все сделать до того момента, когда Плащаница будет вынесена для поклонения.
Вскоре после полудня Плащаницы начинают выносить да живописные улочки и площади города. В пригородах их обносят вокруг поселений и небольших кварталов. Примерно с двух часов дня десятки Плащаниц выносят на улицы под пение «Всякий род….» и в назначенный час все Плащаницы собираются в историческом центре города. Их так много, что порой одни закрывают собой другие.
Первыми выносят Плащаницы из кафедрального собора Пресвятой Богородицы Спилиотиссы (η Παναγία της Σπηλιώτισσας), то есть Богородицы в пещерах, и из храма Вседержителя в Кампелло (του Παντοκράτορα στο Καμπιέλλο). За ними несут остальные Плащаницы и, наконец, в десять часов вечера выносят Плащаницу из Митрополии. Каждую Плащаницу сопровождает хор, филармонический оркестр, люди несут зажженные свечи и венецианские фонарики, хоругви и флаги, которые в знак траура опущены. К процессии присоединяются школьные отряды скаутов и группы девочек с полными разноцветных цветов корзинами, ведь весной цветы покрываю весь остров Корфу.
Вечером на побережье, вдоль которого проносят Плащаницу Митрополии, ставят свеча, которые располагаются на небольших подставках на определенном расстоянии друг от друга, и зажигают после того, как пройдет процессия с Плащаницей. Зажженные свечи выстраиваются в длинную огненную линию.
Чин погребения Плащаницы из Митрополии на Корфу проходит очень масштабно. В нем участвуют клирики и местные власти, хоры и тысячи жителей Корфу и туристов. Оркестры филармоний придают траурному дню дополнительное измерение.
«Старый» филармонический оркестр (в красном) исполняет «Адажио» Альбиони. Оркестр «Мандзарос» (в синем) – «Траурный марш» Дж. Верди, оркестр Каподистрии – «Траурную элегию» Мариани и «Траурный марш» Шопена.
В Великую Субботу в шесть часов утра устраивается «искусственное землетрясение». По традиции, о которой сохранился рассказ в предании святого храма Богородицы Чужестранцев (η Παναγία των Ξένων), оно совершается после чтения Апостола и представляет собой воссоздание землетрясения, которое было, согласно евангельскому описанию, последствием торжественного события Воскресения Господа.
В девять часов утра в совершается всенощное бдение и Чин Погребения Плащаницы в Соборе Святого Спиридона.
В 1574 году ради безопасности православным запретили совершить погребение Плащаницы в Великую Пятницу и разрешили пройти крестным ходом в Великую Субботу. С тех пор жители Корфу выносят Плащаницу собора Святого Спиридона вместе с честными мощами, которые, по традиции, располагаются в ковчеге вертикально, то есть святой в нем не лежит, а стоит. Ковчег несут перед крестным ходом, так что получается, что святой покровитель острова возглавляет процессию. За ним идут епископы и все остальные. Крестный ход с мощами святителя Спиридона и Плащаницей знаменует собой также воспоминание чуда Святого, который в 1550 году спас народ Корфу от голода. Процессия движется в траурным музыкальным композициям, которые исполняют три городских филармонических оркестра.
«Старый» оркестр играет траурный марш итальянского композитора Фаччио «Гамлет» («Amlet»). Затем оркестр «Мандзарос» исполняет скорбный марш «Горячая слеза» («Calde Lacrime») итальянского композитора Мишели. Оркестр Каподистрии исполняет «Похоронный марш» из «Героической симфонии» Бетховена.
После крестного хода мощи святителя Спиридона оставляют для поклонения у входа в храм.
В одиннадцать часов утра Великой Субботы народ ждет так называемого «первого воскресения». Когда заканчивается последование утренней службы в главном храме Митрополии и начинается колокольный звон колоколов, из окон на улицы падают тысячи глиняных кувшинов. В каждом кувшине налита вода, чтобы звук от падения был еще громче. Этот обычай иллюстрирует стих ««Да сокрушу их, яко сосуды скудельничи». Традиция выбрасывать из окон кувшины пришла из Венеции, где в праздник нового года обычно выбрасывали из домов старые вещи. Считалось, что благодаря этому приходящий год принесет вместо выброшенных новые. Жители Корфу переняли этот обычай, но привязали его не к новому году, а к самому главному празднику – Пасхе, и заменили старые вещи глиняными кувшинами.
Согласно другой версии, обычай с кувшинами имеет языческое происхождение. Пасха приходится на начало весны, когда природа просыпается от зимнего сна, начинают прорастать новые травы и созревать новые плоды. Для новых плодов готовят новые емкости, а старые полагается выбросить.
После того, как кувшины разбиты, оркестры проходят по улицам, играя быстрый марш «Не бойтесь, греки» («Μην φοβάστε Γραικοί»).
В этот день представители народа Израиля, иначе говоря, евреи, из страха запирали двери и сидели дома в еврейском квартале. Деревенские церкви друг за другом подхватывали колокольный перезвон, который начинался в главном городе острова, и хозяева заказывали козленка, чтобы начертить его кровью три креста на внешней стороне двери своего дома.
Сегодня Организация мероприятий и праздников Корфу (ο Οργανισμός Κερκυραϊκών Εκδηλώσεων (ΟΚΕ) возрождает еще один обычай, который совершался в Пинии – старинном торговом центре города и назывался «Мастелас» («Μαστέλας»), что в буквальном переводе значит «Большие ведра».
В Пинии ставили на середине тротуара деревянную бочку, которую украшали миртовыми листьями и ленточками и наполняли водой. Носильщики, которые занимались всеми приготовлениями, ходили вокруг и просили прохожих, которых в тот день на улице было особенно много, бросать в воду монетки и загадывать желания. Когда приближался час «первого воскресения», они высматривали «жертву», хватали и бросали в бочку с водой. Оказавшийся в бочке человек обрызгивал водой всех, кто стоял вокруг бочки. Ровно в этот же час по улице проходили духовые оркестры. В конце концов он выбирался из бочки, и забирал все деньги, которые до того успели набросать в воду.
Подготовила Ольга Богданова