Прихожане о праздниках

перейти на главный сайт

Главная - Прихожане о праздниках - Какого цвета Православие?

Какого цвета Православие?

03:00, 19 апреля 2025
Прихожане о праздниках

Великая Суббота – время, когда ставшие уже привычными темные облачения священников и покровы в храме резко меняют цвет. А совсем скоро, в дни Пасхи, наши храмы расцветут красным. О чем свидетельствуют и что символизируют те или иные цвета в Церкви? На вопросы отвечает руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии, настоятель Александро-Невского собора Новосибирска протоиерей Александр Новопашин.

Несколько лет назад были опубликованы результаты одного очень интересного, на мой взгляд, опроса. Спрашивали: «Какого цвета Православие?» Хорошо запомнил, что большинство ответило, что белого! Странно, почему не красного… Есть устойчивое мнение: красный – цвет Пасхи. Как поется в пасхальном песнопении: «Пасха красная, Пасха, Господня Пасха!» Праздников праздник, Торжество из торжеств. И вдруг – белый цвет…

– А между тем ответ очень символичный. Ведь как говорят: если разложить белый солнечный свет на цветовой спектр, то окажется, что этот спектр состоит из семи основных цветов – цветов радуги, среди которых есть и красный. Радуга, появившаяся перед Ноем, как мы знаем из Священного Писания, является вечным заветом Бога с каждой живой душой, символом Его примирения с человеком. Кроме того, в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе), там, где он описывает Божественную славу, есть такие слова: «радуга вокруг престола». Радуга…

Ещё белый цвет олицетворяет Божественный свет, свет Преображения. В Евангелии говорится, что в момент Преображения Господа Его лицо сияло ярче солнца, а одежды стали белее снега… Кто-то хорошо сказал, что на солнце белый снег искрится всеми цветами радуги. Звучит как напоминание о том, что в белом свете заключены семь радужных цветов, используемых в богослужении.

Если белый цвет – это символ света, то черный, полная противоположность ему, – символ тьмы? Черный цвет у многих ассоциируется со смертью, погребением, трауром.

– Если рассматривать смерть через призму вечности, то это просто переход из одной жизни – земной, в другую – вечную. И погребальный цвет в Православии – белый. В белых одеждах совершаются заупокойные богослужения: «Со духи праведных скончавшихся души раб Твоих, Спасе, упокой», – поем мы… Цвет праведности – белый. В Откровении Иоанна, на которое я уже ссылался, праведники стоят пред Престолом в белых одеждах.

А черное облачение, характерное для Великого поста, служит напоминаем, что мы на этот период должны как бы «умереть для мира», отойти от мирской суеты, сосредоточиться на духовной жизни.

Черный цвет у христиан – это цвет скорби, глубокого покаяния. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», – просим мы у Господа. Мы скорбим о своих грехах, понимая, что без Божией помощи нам от них никогда не избавиться. Но такая скорбь порождает не уныние, не придавливает к земле тяжким грузом, а напротив, обращает нас к горнему и наполняет верой и надеждой.

Цвет облачения священников тоже ведь символичен – каждый цвет имеет свое значение. Например, пасхальный цвет – красный. Так считают многие, даже те, кто не ходит в храм, или ходят, но раз в год, как раз на Пасху. Один такой человек рассказывал мне, что однажды зашел в храм и увидел священников в красном облачении. А время было далеко не пасхальное – то ли зима, то ли осень. По его словам, он был не просто удивлен, а прямо-таки растерян.

– До революции, между прочим, пасхальное облачение было и красным, и белым. А изначально облачение было только белого цвета. Основанием для этого служат строки из Откровения апостола Иоанна Богослова, где говорится, что праведники «омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца». В позднюю византийскую эпоху за богослужением использовалось два цвета – белый и пурпурный. В Типиконе, учрежденном в XVII веке, написано, что в день Пасхи нужно надевать белоснежное облачение. Это к вопросу о пасхальном цвете.

Сегодня, помимо Пасхи, в красных ризах служат в дни, когда Церковь молитвенно вспоминает мучеников, проливших кровь за Христа, и на память святых князей. Вообще по цвету облачения можно понять, память какого святого празднуется: мученика – красные ризы, святителя – желтые, преподобного – зеленые.

В Троицу ведь тоже зеленый? Я это хорошо запомнил с давних пор, потому что храмы на Троицу украшают березовыми ветками с зелеными листьями, а пол выстилают зеленой травой.

– И в праздник Святой Троицы, и в День Святого Духа, и в праздник Входа Господня в Иерусалим священнослужители надевают зеленые ризы. Зелёный – это цвет духовной радости и вечной жизни.

А какого цвета облачение, в котором священнослужители служат чаще всего?

— Желтого. Оно олицетворяет золото и выражает сияние славы Божией. Это царский цвет, поэтому в нем служат в Господские праздники, а также в дни малой Пасхи, то есть в воскресные дни. Священнослужители облачаются в желтые ризы в дни памяти пророков, апостолов, святителей. Также желтые ризы используются в повседневном богослужении.

Во время Великого поста преобладает использование облачений черного цвета. Но священнослужители надевают ризы и других цветов. Почему?

– Во-первых, вместо черного облачения нередко используют темно-фиолетовое. Фиолетовые ризы надевают во время литургии Преждеосвященных Даров, которая совершается по средам и пятницам Великого поста. В фиолетовом облачении служат в третью Неделю Великого поста – Крестопоклонную, в ознаменование крестного подвига Спасителя. В день Похвалы Пресвятой Богородицы, Субботу Акафиста, священнослужители надевают голубые ризы, потому что голубой – Богородичный цвет, он символизирует небесную чистоту, непорочность. Соответственно, в голубом служат и в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, который нередко приходится на Великий пост.

В Лазареву субботу священнослужители облачаются в белые ризы, а в праздник Входа Господня в Иерусалим, или в Вербное воскресенье – в зеленые.

После Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Цвет облачения здесь черный или темно-фиолетовый. В четверг Страстной седмицы, в память об установлении Господом Таинства Евхаристии совершается литургия Василия Великого, ее служат в фиолетовом облачении.

В Великую субботу священнослужители опять же надевают белые одежды. И пасхальное богослужение также начинают в белом, символизирующем Божественный свет, воссиявший из Гроба Воскресшего Христа. А затем, после праздничного пасхального крестного хода, к самой литургии, священнослужители переоблачаются в красные ризы, в которых служат всю Светлую седмицу вплоть до дня отдания праздника Пасхи.

Беседовал Дмитрий КОКОУЛИН

Публикация сайта Новосибирской митрополии

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх