Прихожане о праздниках

перейти на главный сайт

Главная - Прихожане о праздниках - Как сохранить благочестие после Великого поста?

Как сохранить благочестие после Великого поста?

03:00, 13 апреля 2018
Прихожане о праздниках

Позади сорок дней Великого поста – времени сугубой молитвы, воздержания, смирения, благочестия, милосердия и отказа от скоромной пищи. Наступила радость Светлого Христова Воскресения, ликования и чувства сопричастности великому дню. Однако неожиданно для себя многие верующие замечают, что радость Пасхи зачастую сопровождается эффектом отпущенной пружины, когда «можно все»… Как же сохранить благочестие, духовный посыл и результаты поста после его завершения? И так ли необходимо соблюдение поста людьми, воспринимающими его, прежде всего, как диету? Что Церковь может порекомендовать своим чадам? Мы попросили ответить на эти вопросы известных московских протоиереев – настоятелей храмов, опытных пастырей, которые каждый год сталкиваются на своих приходах с этой темой.

«Нужно продолжать молиться
и ходить в храм»

Протоиерей Владимир Воробьев,
ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой слободе:

– По канону VI Вселенского Собора на Светлой седмице полагается причащаться Святых Христовых Таин каждый день. Для этого, конечно, нужно жить благочестиво: продолжать молиться и ходить в храм. По моим наблюдениям, сейчас многие стараются проводить Светлую седмицу именно таким образом, и это всегда отрадно наблюдать.

Если же человек внутри как та сжатая, а затем отпущенная пружина, то на самом деле он постился формально и воспринимал Великий пост как некую диету. А если он молился, старался духовно вырасти, то такого быть не должно.

Если люди не понимают, что представляет собою пост, нужно им объяснять, что это такое и зачем пост человеку вообще нужен. Во время поста, конечно, важно воздерживаться от скоромной пищи, но это не главное.

Нужны ли послабления во время поста? Церковь всегда делала послабления – болящим, путешествующим, находящимся в трудных условиях. Эти послабления сейчас приходится допускать гораздо чаще, чем раньше, потому что сейчас больше болящих людей, больше людей, находящихся в трудных условиях. Я знал одного старца, который жил не в Москве, он говорил: «Ну, у вас в Москве все болящие. Ведь такой город страшный – жить нормальной жизнью практически невозможно». Это, конечно, гипербола, но в чем-то я с ним согласен. Те святые отцы, которые писали каноны, не могли себе даже представить жизнь, которой сейчас живут москвичи или жители любого другого мегаполиса. Сравните нынешних тщедушных людей хотя бы с людьми, родившимися до Великой Отечественной войны, – те покажутся богатырями рядом с современным поколением детей. Условия жизни стали другими, другой темп жизни, другой поток информации. Православные люди, конечно, стараются жить благочестиво и в современных трудных условиях, но если состояние здоровья таково, что человек не выдерживает поста, то послабления приходится разрешать в соответствии с рекомендациями врачей.

«Дело в том,
есть ли что-то действительно приобретенное,
чего не захочется терять»

Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, профессор Московской духовной академии и семинарии:

– Для того, чтобы что-то сохранить, нужно что-то приобрести. Ведь результат поста в значительной степени зависит от целеполагания. Есть род людей трудоголического склада, которые большую часть жизни трудятся, а на самом деле весь их труд направлен на то, чтобы поскорее закончить работать, а жизнь начинается только тогда, когда этот интервал наступил. До этого момента была не жизнь, а где-то необходимая, где-то мучительная, где-то неизбежная подготовка. Собственно, и поститься можно с такой же интенцией. А на самом деле такой человек постится, чтобы разговеться в разных смыслах, кому чего хочется: кому-то выпить, кому-то спать долго, кому-то спать с мужем или с женой, кому-то наконец перестать так долго молиться – то есть он молится все эти сорок дней для того, чтобы «законно» перестать это делать. Цель достигнута – на тебе, Боже, сорок дней, десятина отдана, теперь начинается моя настоящая жизнь.

Но есть люди, даже некоторые из нас таких людей видели, кто постится ради Пасхи, а не ради разговения. Люди, которые постятся сорок дней, чтобы прожить Страстную неделю как-то по-особенному, которые радуются Светлому Христову Воскресению не потому, что можно покричать ночью за пасхальным богослужением, которое проходит веселее из-за постоянных перемещений, а потому что Христос воскрес. Апостол Павел пишет, что без воскресения Христова вера наша тщетна. Иоанн Златоуст говорит о том, что душа поет. Если все так, тогда это и терять не захочется. Если я, прежде всего, радуюсь о Христе воскресшем, если я ночью причастился, то мне и завтра захочется это сделать, и всю Светлую неделю захочется прожить в Церкви, а не с запеченным бараном. Это не значит, что не нужно есть, в разумных количествах пить, общаться с друзьями и веселиться, но это значит, что иерархия ценностей должна сохраняться. Поэтому я бы так сказал – дело в целеполагании, в иерархии ценностей и в том, есть ли что-то действительно приобретенное, чего не захочется терять.

А фикция, личина – она снимается легко. Вот я маску поносил, а сейчас мне, наконец, хочется ее снять. Снял – теперь я тот, какой я есть. Тот, который любит много пить, вкусно есть и предаваться разным другим излишествам.

По поводу послаблений и отказа от постов вообще: во-первых, я положительно отношусь к тому, что теперь в любом кафе можно заказать постную еду; раньше ее приходилось носить с собой, а теперь постное меню, слава Богу, предлагают практически повсеместно. Сейчас в любом ценовом сегменте можно найти постную пищу. Кстати, это лишает оправдания тех, кто этого не делает, называя себя православным.

Второе. Диета – вещь полезная, но только она проходит не по области Церкви, а по области медицины. В этом смысле я радуюсь за тех наших соотечественниц и соотечественников, которые похудели в результате диетологического восприятия Великого поста. Для большинства это полезно. Но только это никак не связано с тем, что Церковь думает о посте, это какая-то параллельная польза для здоровья. Вообще, полезнее пить зеленый чай, чем водку, это очевидно.

Третье. Поститься или не поститься? Ну, разумеется, лучше поститься. Если бы было лучше не поститься, то пост в Церкви не существовал бы. Это многовековое установление, освященное традицией, проверенное опытом поколений и, конечно, лучше пост соблюдать, чем не соблюдать.

Ну, и четвертое. Абсолютной фикцией являются разговоры о каком-то «духовном посте», который человек может соблюдать, не соблюдая поста телесного. Это самообман. Если ты человек настолько продвинутый, что можешь соблюдать только духовный пост, то телесный, по идее, ты и замечать не должен. А если замечать не должен, то значит, и соблюдать его легко в этом случае. Но что-то я не очень много встречал людей, которые от пищи не могут отказаться, но становятся добрее, милосерднее, и кротость у них так возрастает Великим постом, что они теперь телевизор не смотрят, а старушек через дорогу переводят и заключенным ноги омывают в темницах. Покажите мне этих людей, которые вот так пост соблюдают, я восхищусь и скажу, что им можно скоромное; но я таких пока не видел.

Людям же, которые каждый Великий пост причисляют себя к больным, чтобы не поститься, я, как минимум, посоветовал бы осторожнее говорить о своих болезнях – они имеют тенденцию к усугублению, если их себе приписывать. Лучше во внешнюю вселенную посылать сигналы о своем здоровье. Это и аскетически полезно – свои немощи иметь перед Богом, но не перед людьми. Даже в атеистическое советское время родители школьников предупреждали: «Только не выдумывай, что ты болеешь», потому что и правда можно заболеть. Поэтому лучше не преувеличивать болезненность собственного состояния – вдруг настигнет…

«Радостное чувство быть вместе с Богом
не дает мне никакого права
прервать это состояние разгулом»

Протоиерей Владимир Вигилянский,
настоятель храма мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова:

– Я думаю, что девять из десяти человек знают по своему опыту, что благочестие после поста, прямо скажем, куда-то улетучивается. С одной стороны, люди расслабляются – нет таких изнурительных богослужений, с другой стороны, нет пищевого самоограничения. Раньше благочестивые священники предупреждали своих духовных чад о том, чтобы те ели не более одного яйца в день и старались вообще ограничивать себя в количестве потребляемой пищи, потому что чревоугодие, как известно, расслабляет духовный настрой человека, но люди не очень следуют этим правилам. Отсюда – объедение толкает людей к расслаблению, расслабление толкает людей на необдуманные поступки.

Единственное, что человека может держать в тонусе, – это участие в богослужениях. Например, Пасхальная неделя – это та же самая Пасха с крестным ходом, со всеми пасхальными радостными богослужениями. Каждый священник обязательно служит на Светлой неделе. В первый день Пасхи я, например, сам всегда служу, второй день Пасхи я служу как настоятель с Патриархом либо участвую в каких-то больших богослужениях. Так мы держим себя в тонусе. Я бы и прихожанам посоветовал то же самое. Причащаться можно всю неделю, не соблюдая пост, молитвы ограничены в приготовлении ко Причастию, благочестивые люди пользуются этим, их мало, но они есть, и я советовал бы на них равняться.

Почему такое радостное Пасхальное богослужение? Потому что не внешне, не разумом, не каким-то суждением, но внутренним чувством мы соединяемся с воскресшим Господом. Это и чаяние о нашем воскресении, и чаяние радостного пребывания быть вместе с Богом – оно явственно чувствуется в людях, которые присутствуют на Пасхальном богослужении. Я свидетельствую об этом. И радостное чувство быть вместе с Богом не дает мне никакого права прервать это состояние разного рода душевным и иным разгулом.

То, что мы обсуждаем эти вопросы, – это очень правильно. Потому что никого, к великому сожалению, не предупреждают об этом. Потом ведь люди страдают – через неделю уже стоит очередь на исповедь: люди начинают каяться, что они переусердствовали в своем разговении. Мы забываем за год о своем состоянии после Пасхи.

Очень многие вообще жалеют, что наступают какие-то дни расслабления. Они говорят: «Мы уже так привыкли к посту, что уже не хочется от него отходить». Я тоже отношусь к таким людям и часто жалею, что пост окончен и внутреннее ощущение стояния на страже куда-то уходит.

Послабления я очень часто разрешаю по медицинским показаниям, когда врачи говорят о том, что людям нужна пища как лекарство. Поскольку сейчас здоровых людей в городе я мало встречаю, то довольно много людей вынуждены, иногда вопреки своим желаниям, употреблять скоромную пищу в качестве лекарства. И я не знаю таких священников, которые бы сказали больному человеку: нет, ты умри, но постись. Иногда священник говорит человеку, мол, раз ты не можешь ограничить себя в этом, ограничь в чем-нибудь другом, в том, что является для тебя лакомством. Горький шоколад и орехи – это ведь постная пища, но если ты ешь молоко и творог, то ограничь себя – не ешь шоколад с орехами. Таким образом, люди, которые не ограничивают себя в одном, ограничивают себя в чем-то другом.

Я духовник огромной православной гимназии – у нас детский сад и школа. В Великий пост ребята молочную пищу едят до пятого класса. И после пятого класса у детей тоже есть возможность в пост употреблять в пищу и вареные яйца, и сливочное масло, и сыр, и творог, и сырки, и кефир, и молоко. Ребенку подают постную пищу, общую для всех, но он может встать со своей тарелкой и подойти к столу, где лежат эти скоромные продукты, и взять то, что он хочет. Но, правда, для этого надо встать, пройти на глазах у всех к столу со скоромным, а это православная гимназия… Что касается детского сада и младших классов, мы мяса там не едим в Великий пост, но все, кроме мяса, – пожалуйста.

«Не должно быть формализма ни в чем»

Протоиерей Александр Агейкин,
настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове:

– Вопрос в том, чему люди больше радуются в день Христова Воскресения: тому, что пост закончился, или самому Воскресению – событию, которое является смысловым в жизни христианина. У нас, к сожалению, больше радуются тому, что закончился пост, радуются антуражу праздника, тому, что можно теперь и шашлычков, и колбаски поесть, и повеселиться – это такое человеческое, приземленное восприятие духовного подвига.

Среди людей, которые являются частью Церкви, существует некое ошибочное восприятие Великого поста, некое даже, можно сказать, удальство – ты не постился, а я постился. Я своим прихожанам всегда стараюсь объяснить, что путь поста и мера поста индивидуальны для каждого человека. Как спортсмен готовится к соревнованиям? Он спортом занимается в течение всего года и в течение многих лет своей жизни, изо дня в день, но когда наступает некая подготовка к серьезным соревнованиям, то эта подготовка усиливается, усугубляется, это совершенно другая система. Атлеты, боксеры, борцы – они занимаются работой над определенной группой мышц, делают какие-то особые упражнения, потому что им предстоят серьезные испытания. Так же и пост для человека: аскеза – это, прежде всего, упражнение. Духовная жизнь должна идти на протяжении всей твоей жизни, каждую минуту каждого дня.

А время поста – это время определенных сугубых упражнений, работы над своим духом. Мы же должны подойти к завершению поста с неким результатом, не просто отчитаться, что мы не съели этого, не вкусили того и ни разу не включили телевизор.

По-моему, в книге «Пастырь» Ерма есть указание на то, в чем был смысл поста у первых христиан, – если хочешь поститься, то все зависит от твоего желания. Там есть некие рекомендации: если ты вступаешь на путь поста, то должен получить определенный духовный результат. И там написано, что все средства, которые сэкономил на покупке продуктов, ты должен использовать на благотворительность, раздать бедным. То есть смысл твоего невкушения пищи, смысл твоего поста – не просто перейти на определенный рацион, а нечто большее.

Сейчас постные продукты зачастую дороже, чем непостные, и человек тратит гораздо больше, чем не в пост, но зато он себя утешает, что он постится… А для чего? Какого результата он достигает этим? А потом, действительно, как будто вырвавшись из каких-то уз, человек пускается во все тяжкие. Это неправильное отношение, духовно очень опасное. Это в какой-то мере даже лицемерие перед Богом. Мы постимся, мы смиряем себя, а на самом деле мы не смиренные.

Многим своим прихожанам, которые обращаются ко мне за советом, я не рекомендую поститься или советую выбрать определенную меру поста. Во-первых, чтобы это тебя не смущало, не надмевало, и ты не искушался, что ты постишься, а на самом деле, этот пост ничего не стоит. Чтобы не было поста ради поста. Ты постишься, ограничивая себя, для того, чтобы работать над своим духом, над своей душой. А пока ты делаешь первые шаги в храме, каков смысл этого?.. Смысл этой «диеты» мне не понятен. Священник, все-таки, должен видеть результат своей заботы о прихожанах. Наверное, даже если ты увидишь хоть небольшие изменения в одном человеке – это уже радость для священника.

Мы в соборе совершали четвертое по счету Таинство Елеосвящения этим Великим постом, было около трехсот человек. И после соборования подошла девушка и спросила, когда она может исповедаться. Я понял, что она, может быть, впервые в нашем храме, потому что наши прихожане знают, что у нас исповедь ежедневно в 8 утра, и спросил: «А Вы здесь в первый раз?» Она ответила: «Первый раз хочу исповедоваться». Это уже радость, что человек, пришедший впервые (кто-то ей, видимо, посоветовал пособороваться), уже спрашивает о том, как бы ей первый раз в жизни исповедаться. Нельзя такого человека просто формально отправлять утром завтра на исповедь. Я сказал ей, что поскольку она исповедуется в первый раз, я предлагаю ей прийти ко мне в определенный день. Ведь такому человеку нужно помогать, а не ответить, мол, приходи к 8 утра, и батюшка, который исповедует пятьдесят человек, тебя так же формально исповедует. Человек же должен получить какой-то результат от своей первой исповеди, какое-то серьезное наставление.

Или исполнилось ребенку семь лет, и батюшка говорит, что ему нужно исповедаться, потому что после семи лет без исповеди к Причастию нельзя. Эта исповедь – первая в его жизни, и она тоже не должна быть формальной, она должна быть очень серьезным разговором со священником. Причем не просто разговором с первым попавшимся священником, а именно с тем, который сможет донести смысл того нового периода жизни, в который вступает этот ребенок. И если я сам, в силу занятости, пока не могу поговорить с этим ребенком, я продолжаю его причащать, не обращая внимания на то, что он перешагнул порог семилетнего возраста. Потому что не должно быть формализма ни в чем. То же касается и вопроса о посте – это серьезный шаг, серьезная работа. Если мы откроем труды святых отцов, святителя Игнатия Брянчанинова, то прочтем, что он с полной серьезностью говорит об аскетическом опыте как непрестанном упражнении для каждого человека.

Беседовала Анна ФИРСТОВА

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх