Прихожане о праздниках

перейти на главный сайт

Главная - Прихожане о праздниках - Двунадесятые праздники - Как «читать» икону Преображения?

Как «читать» икону Преображения?


Одним из величайших евангельских событий, ежегодно вспоминаемых в христианском мире, является Преображение Господне. В этот день апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Господа Иисуса Христа преображенным – во всей Божественной вечной славе. В день праздника рассмотрим одну из граней его выражения в церковной традиции – иконографию. Как складывался канон композиции иконы, и с чего начинается история изображения Преображения Господня?

Равенна

Самая древняя икона Преображения – огромное мозаичное панно, которое находится в базилике святого Аполлинария в городе Равенне (Италия). Композиция датируется VI веком. Панно размещено в алтарной нише – апсиде. В центре мозаики древние мастера выложили большой круг, внутри которого на лазурном фоне, украшенном золотыми звездами, изображен четырехконечный крест. В месте пересечения размещен медальон с ликом Спасителя. Над крестом внимательный зритель увидит слово «Ίχθύς», что в переводе с греческого означает «рыба». Это первые буквы слов фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Под крестом – надпись «Salus mundi», что в переводе с латыни означает «Спаситель мира».

Над кругом в небе плывут разноцветные облака, среди которых изображена благословляющая десница Бога Отца. По сторонам от круга – множество деревьев и кустов, на которых сидят птицы. Среди растительности можно заметить и трех белых ягнят, которые трепетно смотрят на крест. Прямо под ним изображен священномученик Аполлинарий (первый епископ Равенны) в окружении двенадцати белоснежных агнцев и пышно цветущих белых лилий. А высоко над всем этим – слева и справа от круга – размещены фигуры пророков Моисея и Илии.

Крест – это образ Христа; три ягненка (вспомним евангельский рассказ о Преображении) – апостолы Петр, Иаков и Иоанн; деревья, трава и кусты – символ горы Фавор, на которой произошло Преображение.

Равенна, середина VI века

Мозаика в Равенне – это сплав аллегории и натурализма: главные действующие лица обозначаются с помощью символов, но в то же время в ней отражен и постепенный переход к натуралистичным изображениям.

Пейзажный фон представляет собой как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное. Легкие цветные облака тоже являются своеобразным символом – они призваны подчеркнуть, что перед нами сцена Богоявления. В описании видения пророка Иезекииля сияние, исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. 1, 27-28). Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет богословский смысл.

Синай

В середине VI века в Синайском монастыре по заказу императора Юстиниана Великого константинопольские мозаисты создали вторую композицию Преображения, ставшую прототипом всех последующих икон этого праздника. Панно полностью повторяет сюжет и композицию равеннской мозаики, но вместо аллегорий на нем изображены реальные человеческие фигуры. Самобытными личностями предстают перед нами пророки Илия и Моисей.

Мозаика церкви монастыря cв.Екатерины на горе Синай. VI в.

Фигуру Христа окружает темно-cиняя многослойная мандорла – сияние миндалевидной формы, символизирующее свет Божественной славы. Это одно из первых в христианском искусстве изображений славы. На более ранних произведениях этот ореол был круглым, как, например, на равеннской мозаике.

Вся сцена изображена на золотом фоне, ландшафтные детали отсутствуют. Золото в христианском искусстве использовалось из-за глубокого символизма: оно изображает нетварный благодатный свет, который преображает все мироздание. С помощью золота передается идея невидимого Божественного присутствия во всем творении. Еще золотой фон подчеркивает таинственность происходящего.

Единственное, чего существенно «не хватает» на мозаике Синая, если сравнивать ее с шедевром Равенны, – это самого Фавора: гора никак не обозначена.

Мозаика базилики Рождества Богородицы в пригороде Палермо. 1180-1190 гг.

Мастера более позднего времени восполнили этот пробел – примерно к IX веку окончательно сформировалась привычная всем нам композиция: Христос находится на вершине скалы, будто парит в воздухе. По бокам от Него – тоже в воздухе – пророки Моисей и Илия. А под скалой изображены апостолы: они закрыли свои лица и лежат на земле, не смея взирать в сторону Учителя, от Которого исходит ослепительно яркий неземной свет.

Миниатюра из Хлудовской Псалтири, ок 850 г.

Именно так видел Преображение художник, украсивший миниатюрой Хлудовскую псалтирь – византийскую рукопись IX века, созданную, предположительно, в Студийском монастыре Константинополя в IX столетии. С тех пор и до наших дней композиция иконы не менялась. Отдельные образцы могли содержать некоторые отступления, но это исключения, а не правило.

Современность

Какова же дошедшая до нас иконография праздника? Половину пространства занимают скалы. Собственно, в той местности, где совершилось Преображение, скал нет – там пологие склоны. Но на иконе их изображают. Почему? Дело в том, что скалы или камни в иконографии имеют четкое духовное значение: они символизируют собой крепкую веру и то восхождение, которое должен совершить верующий на пути к вечности. А еще отвесные склоны на иконе служат своеобразным указателем, что изображенное здесь событие имеет очень важное значение и смотреть на него нужно чистым сердцем.

Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, XV в.

На скалах растут деревья – символ того самого Крестного Древа, на котором был распят Христос. Наличие растительного элемента напоминает нам: Преображение – это не просто событие, а своеобразная ступень к тому искупительному Голгофскому подвигу, который совершит Господь в конце Своего земного пути.

На скалах лежат ученики. Как говорит Евангелие, они попадали от страха, потому что до этого момента не видели Учителя в том величии, в каком Он предстал перед ними во время Преображения. И все же есть в апостольских позах некий аллегорический посыл – они напоминают нам, что нельзя приступать к Божественной реальности без подготовки, иначе можно ослепнуть от фаворского света.

Над скалами в окружении многослойного и многоцветного сияния стоит Спаситель. Мандорла опоясывает не только голову, но и всю Его фигуру. Она служит для указания на особую благодать и славу. Чаще всего мандорла изображается вокруг Христа и Богородицы. На иконе Преображения она символизирует неземной свет, объявший Господа.

Миниатюра из армянского Евангелия,1038 г.

Фигуры пророков Илии и Моисея соответствуют тем образам, которые за ними закрепились. Однако есть и в этом элементе сюжета скрытый смысл. Как известно, Илия был взят Богом живым, а Моисей умер. В день Преображения будто встретились два мира – мир живых и мир мертвых. Это очень важная деталь. Она говорит нам о том, что Христос – Господь всей вселенной. В Его глазах нет мертвых, но все живы.

Фреска Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове, ок. 1156 г.

В христианском искусстве существует множество иконографических вариантов отображения событий Преображения Господня. Но главное в них одно: Своим Преображением Господь приоткрыл перед учениками (и нами) завесу тайны, показав, какой славы может удостоиться человек праведной жизни.

Икона – как и любой другой вид искусства – несет в себе огромный посыл, который важно научиться «читать».

Подготовила Ксения ВИСАРОВА

Публикация газеты «Православный Симбирск»

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх