Первую часть рассказа о приключениях рождественской ёлки мы закончили в самом начале ХХ века, когда появилась знаменитая песенка «В лесу родилась ёлочка».
Казалось, что рождественское дерево преодолело в России все невзгоды, и теперь у детей и взрослых будет светлая и счастливая жизнь с ежегодным праздником, подарками и хлопушками. Но судьба распорядилась иначе.
В 1914 году началась Первая мировая война. Затем наступил 1917 год – две революции, гражданская война, голод. Людям было не до праздников, но ёлку в домах ставили даже в самое страшное время.
Корней Чуковский в своем дневнике рассказывает, каких трудов стоило детям устроить рождественский праздник в 1920 году: «Поразительную вещь устроили дети, оказывается, они в течение месяца копили кусочки хлеба, которые давали им в гимназии, сушили их — и вот, изготовив белые фунтики с наклеенными картинками, набили эти фунтики сухарями и разложили их под ёлкой — как подарки родителям! Дети, которые готовят к Рождеству сюрприз для отца и матери. Не хватает ещё, чтобы они убедили нас, что всё это дело Санта-Клауса! В следующем году выставлю у кровати чулок!».
Но примерно в эти же годы с ёлкой начали бороться большевики, посчитавшие, что в социалистической стране не место религиозным обычаям.
Для начала организовали «комсвятки». 25 декабря было нерабочим днем, и молодые люди решили «отметить» Рождество чтением докладов, юмористических игр или сатир на церковные темы. На второй день устраивали уличные шествия. На третий – костюмированный бал. В роли антигероев выступали Колчак, Деникин, кулак (зажиточный крестьянин), нэпман, языческие боги, рождественский поросенок и гусь. Во время шествий иногда сжигали иконы. Такие «ёлки» устраивали в детских домах.

Потом за дело взялись поэты и писатели, самым талантливым из которых был Владимир Маяковский. Еще в 1920 году поэт создает пьесу «Как кто проводит время, праздники празднуя», в которой родители на Рождество до смерти заваливают детей подарками и елочными украшениями. Персонаж по имени «муж» произносит главную саморазоблачительную фразу:
Здоровую елку устроили, –
не развеселю детишек я ли?
Еще лучше, чем в прошлом году,
Нагрязнили и навоняли.
Другие писатели тоже не отставали. Празднование Рождества и Нового года с ёлкой приводит к вырубке лесов, пропаганде «мракобесия» среди детей и подростков. И вообще. Страна переживает тяжелое время, так что веселиться нужно строго под контролем партии. (Интересно, что до 1929 года большевики колебались и пытались использовать праздник в своих целях. Будет создан героический рассказ о том, как Ленин приезжал к детям на ёлку в Сокольники, несмотря на нападение бандитов).
В 1924 году журналисты в газете «Красная звезда» радуются, что «в этом году рождественские предрассудки – почти прекратились. На базарах почти не видно елок – мало становится бессознательных людей».
В 1929 году ёлку в открытую стали называть «хламом» и «приманкой для простачков».
Появилась и наглядная агитация: дед с пяточком место носа стоит ногами на Евангелии и с помощью длинного креста, на котором привязана елка, «ловит» наивного ребенка.
По квартирам стали ходить комсомольцы и смотреть, не украшает ли кто свой дом рождественским деревом. В первую очередь проверялись квартиры учителей. Запретили праздники в детских садах, а в детском журнале «Чиж» появилось стихотворение Александра Введенского (не стоит путать его с известным лидером обновленческого движения – А.З.) «Не позволим» с такими строчками:
Мы с тобой – враги попам,
Рождества не надо нам.
Параллельно принимались постановления о «борьбе с порубками», и на несколько лет елка ушла в подполье. Но любовь к празднику осталась. Рискуя карьерой и даже свободой, люди тайно ставили в домах небольшие елочки, которые тайно перевозили в мешках (ствол перерубался, а дома елочку ставили в специальные самодельные зажимы), или делали небольшую елочку из веточек.

Некоторые воспитательницы в детских садах и детских домах тоже устраивали детям праздники, и в 1931 году вышел в свет, упоминавшийся нами рассказ о том, как Ленин приехал на ёлку к детям в Сокольники. Он был опубликован в воспоминаниях соратника Ильича – В. Д. Бонч-Бруевича.
Но до 1935 года елка в СССР оставалась под запретом. Лишь в декабре этого года в «Правде» появляется заметка кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП (б), в которой в обязательном порядке предлагается устроить детям «советскую ёлку».
Большевики определились со своим отношением к празднику. Они попытаются заменить рождественскую елку советской. Кремлевская звезда вместо рождественской, космонавты, хлеборобы и сладости вместо волхвов, Кремлевская елка как главная мечта советской детворы, раздача вкусных подарков – вот тот арсенал, с помощью которого был реабилитирован любимый праздник почти всех детей и взрослых.
Ну а в 1975 году появилось и главное новогоднее кино – Эльдар Рязанов снимает великолепную комедию «Ирония судьбы, или с легким паром». К этому моменту советский «канон» празднования уже сложился – оливье, мандарины, Дел Мороз и Снегурочка, праздничный стол, шампанское, «голубой огонек» и любимый фильм.

Эта традиция жива и поныне. Бороться с ней, наверное, не стоит, но вот священникам каждый год приходится отвечать на кулинарные вопросы, чтобы примирить 1 января с завершающимся рождественским постом.
Андрей Зайцев
При подготовке статьи использовалась книга Е.В.Душечкиной
«Русская ёлка. История, мифология, литература». Спб., 2014.


