Прихожане о праздниках

перейти на главный сайт

Главная - Прихожане о праздниках - «И милость к падшим призывал»

«И милость к падшим призывал»

03:00, 09 апреля 2014
Прихожане о праздниках
«И милость к падшим призывал»

Одна молодая и красивая женщина  работала в публичном доме − в средневековых городах было много таких заведений. Она доставляла удовольствие своим клиентам и не удивилась, когда с ней захотел совершить грех пожилой монах.  Привычным движением она пригласила жаждущего в свою комнату, посетитель сел на кровать и стал рассказывать женщине о Боге, человеческом достоинстве и спасении души.

Пораженная девушка ушла из публичного дома, захотела стать монахиней, но умерла у ворот обители, и все равно Бог простил ее за силу покаяния.

История про обращение блудниц − агиографический топос, который можно найти во многих патериках и житиях: преподобного Виталия,  блаженного Симеона Эмесского, преподобной Марии Египетской.

Для современных христиан такое отношение к грешникам непривычно и даже почти неприлично. У нас в моде − обличения и осуждение людей. Мы часто злословим и верим плохому про других, хотя святые старались найти в человеке  доброе.

В своих получениях преподобный авва Дорофей рассказывает об одном монахе: «Слышал я о некоем брате, что когда он приходил к кому-либо из братий и видел келию его невыметенной и неприбранною, то говорил в себе: блажен сей брат, что отложил заботу обо всём, или даже обо всем земном, и так весь свой ум устремил горе, что не находит времени и келию свою привести в порядок. Также если приходил к другому и видел келию его убранною, выметенной и чистою, то опять говорил себе: как чиста душа сего брата, так и келия его чиста, и состояние келии согласно с состоянием души его».

Снисхождению к грешникам учил и великий египетский отшельник авва Пимен. Однажды он пришел на литургию с маленькой корзинкой песка в руках и большим мешком за спиной.

− Отец, что это? −  спросили монахи.

− В корзинке – грехи брата, я их всегда вижу. В мешке находятся мои, но их я не замечаю.

 В другой раз преподобный укрыл своей мантией брата, заснувшего на службе.

С любовью относились к грешникам и русские святые.

Преподобный Феодосий Печерский заботился об одном иноке, несколько раз уходившем из  Киево-Печерского монастыря и затем возвращавшемся. Святой принимал его назад, ни в чем не упрекая.

Сейчас православные в виртуальной и реальной жизни чаще поступают с точностью до наоборот. Они внимательно следят за единоверцами и строго карают за то, что у них «не те» политические взгляды, что они мало постятся и молятся. Некоторые христиане придирчиво осматривают еду в гостях и громко заявляют, что их мера поста, любви к Родине, Церкви или Патриарху  выше, чем у хозяев.  Они живут, как один средневековый монах. Однажды этот аскет показал своему ученику большую толпу людей и сказал:

− Вряд ли хоть один человек из этой тысячи  спасется. Все они попадут в ад.

Как и тот инок, мы с удовольствием играем роль немилосердных судей, а ведь святые поступали иначе.

В монастыре аввы Зосимы, который встретился с  Марией Египетской, была традиция: каждый год перед началом Великого поста иноки брали с собой запас пищи и воды и на 40 дней уходили в пустыню. Затем они возвращались в обитель, и никто не спрашивал их о том, как они провели Великий пост.

Это было знаком уважения к другому человеку, доверия к нему – нам их очень не хватает во время поста. В нынешнем году, правда, заметок о посте в интернете было мало, зато все обсуждали ситуацию на Украине и спорили о том,  кого считать врагом Церкви или государства и как к ним нужно относиться. 

Ответ на этот вопрос можно будет прочесть в следующей статье.

Андрей ЗАЙЦЕВ

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх