Одна молодая и красивая женщина работала в публичном доме − в средневековых городах было много таких заведений. Она доставляла удовольствие своим клиентам и не удивилась, когда с ней захотел совершить грех пожилой монах. Привычным движением она пригласила жаждущего в свою комнату, посетитель сел на кровать и стал рассказывать женщине о Боге, человеческом достоинстве и спасении души.
Пораженная девушка ушла из публичного дома, захотела стать монахиней, но умерла у ворот обители, и все равно Бог простил ее за силу покаяния.
История про обращение блудниц − агиографический топос, который можно найти во многих патериках и житиях: преподобного Виталия, блаженного Симеона Эмесского, преподобной Марии Египетской.
Для современных христиан такое отношение к грешникам непривычно и даже почти неприлично. У нас в моде − обличения и осуждение людей. Мы часто злословим и верим плохому про других, хотя святые старались найти в человеке доброе.
В своих получениях преподобный авва Дорофей рассказывает об одном монахе: «Слышал я о некоем брате, что когда он приходил к кому-либо из братий и видел келию его невыметенной и неприбранною, то говорил в себе: блажен сей брат, что отложил заботу обо всём, или даже обо всем земном, и так весь свой ум устремил горе, что не находит времени и келию свою привести в порядок. Также если приходил к другому и видел келию его убранною, выметенной и чистою, то опять говорил себе: как чиста душа сего брата, так и келия его чиста, и состояние келии согласно с состоянием души его».
Снисхождению к грешникам учил и великий египетский отшельник авва Пимен. Однажды он пришел на литургию с маленькой корзинкой песка в руках и большим мешком за спиной.
− Отец, что это? − спросили монахи.
− В корзинке – грехи брата, я их всегда вижу. В мешке находятся мои, но их я не замечаю.
В другой раз преподобный укрыл своей мантией брата, заснувшего на службе.
С любовью относились к грешникам и русские святые.
Преподобный Феодосий Печерский заботился об одном иноке, несколько раз уходившем из Киево-Печерского монастыря и затем возвращавшемся. Святой принимал его назад, ни в чем не упрекая.
Сейчас православные в виртуальной и реальной жизни чаще поступают с точностью до наоборот. Они внимательно следят за единоверцами и строго карают за то, что у них «не те» политические взгляды, что они мало постятся и молятся. Некоторые христиане придирчиво осматривают еду в гостях и громко заявляют, что их мера поста, любви к Родине, Церкви или Патриарху выше, чем у хозяев. Они живут, как один средневековый монах. Однажды этот аскет показал своему ученику большую толпу людей и сказал:
− Вряд ли хоть один человек из этой тысячи спасется. Все они попадут в ад.
Как и тот инок, мы с удовольствием играем роль немилосердных судей, а ведь святые поступали иначе.
В монастыре аввы Зосимы, который встретился с Марией Египетской, была традиция: каждый год перед началом Великого поста иноки брали с собой запас пищи и воды и на 40 дней уходили в пустыню. Затем они возвращались в обитель, и никто не спрашивал их о том, как они провели Великий пост.
Это было знаком уважения к другому человеку, доверия к нему – нам их очень не хватает во время поста. В нынешнем году, правда, заметок о посте в интернете было мало, зато все обсуждали ситуацию на Украине и спорили о том, кого считать врагом Церкви или государства и как к ним нужно относиться.
Ответ на этот вопрос можно будет прочесть в следующей статье.
Андрей ЗАЙЦЕВ