Прихожане о праздниках

перейти на главный сайт

Формула любви

03:00, 16 сентября 2018
Прихожане о праздниках

Каждому знакома сказочная формула любви: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день». Каждому знакома, но не все знают, что на самом деле именно Православие в одном из семи своих Таинств – Таинстве венчания – раскрывает любящим врата в мир, который можно назвать сказочным. В этом мире не действуют законы математики, а точнее, действуют только частично: разделенное с любимым горе уменьшается наполовину, как и положено по законам естества, но зато разделенная радость вдвое увеличивается! А жить долго и счастливо и умереть в один день вовсе не невозможно – вспомним святых Петра и Февронию, день памяти которых мы отмечаем сегодня.

Чин Таинства брака складывается из двух частей – обручения и венчания, первая из которых предваряет вторую, подобно тому, как Таинству крещения предшествует оглашение, а литургии верных предшествует литургия оглашенных. Это деление имеет свой смысл: первая часть как бы готовит принимающих Таинство к его второй, тайносовершительной, части. При этом обручение как бы отражает тот естественный брак, который был до Христа, – брак между Адамом и Евой, брак с целью деторождения. Обручение свидетельствует признание Церковью тех взаимных намерений и чувств жениха и невесты, которые они удостоверяют в храме перед всеми там стоящими. Ведь кольцо – это не только символ доверия между женихом и невестой (мы знаем, что в древности кольцом-печаткой скрепляли любые сделки и договоры), но и символ вечности, бесконечности (круг), который подчеркивает неразрушимость этого союза.

Затем священник ведет новобрачных к алтарю и ставит их на белоснежное полотенце. «Как я понимаю, это ковер-самолет, или облако, ибо браки заключаются на Небесах. Вся суть союза двух людей заключается в том, что они становятся гражданами Неба, и законы мира Небесного стремятся привнести на землю, – сказал мне в личной беседе один батюшка. – В этом смысле брак есть начало небесного бытия, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18. 20).

Затем читаются три умилительных молитвы, в которых вспоминаются благословенные браки ветхозаветных праведников и призывается благословение на новобрачных.

И вот наступает самый торжественный момент, с которым люди, даже далекие от Церкви, связывают представление о венчании. На головы жениха и невесты возлагаются венцы – знаки царской власти. Они получают благословение стать родоначальниками, как бы князьями дома. Неслучайно в древнерусских обрядах новобрачные обычно так и назывались: князем и княгинею.

Венцы – очень древний элемент христианских браков. О них известно уже в 4-м веке. Они могли быть изготовлены из цветов и растений, дерева и металла. Формой они похожи на царскую корону, так же они и менялась вместе с ней.

Когда венчались мы с мужем, батюшка в слове после Таинства сказал (и это запомнилось на всю жизнь!), что это еще и мученические венцы, по двум причинам: во-первых, семейная жизнь никогда не бывает без боли и скорбей, и к этому любящие люди должны быть готовы. Во-вторых, мученичество – это высокая степень святости, выше царской!

Добавлю еще, что мученик в переводе с греческого – свидетель. О чем же должны свидетельствовать своей совместной жизнью венчанные пары? О любви, верности, взаимном терпении и своей «неразделимости»! «Выше, чище и главнее друг друга для новобрачных, кроме Господа Бога, в этом мире нет никого. Они действительно очень близки. В этот момент в молитвах вспоминается вопль Адама на весь мир, на всю Вселенную, о своей жене, как кости от костей. Столь же тесно спаянными друг с другом должны стать и молодые. Венчание и происходит в эту единую плоть, поэтому супруги и называются половинками, и здесь необходима их вера в то, что Господь так скрепит их брак, так сопоставит их в полное единомыслие, что они будут ощущать себя единым целым» (священник Алексий Тимаков, клирик московского храма свв. Зосимы и Савватия).

Потом читаются отрывки из Нового Завета, и наступает еще один трогательный момент: новобрачные трижды пьют из чаши с красным вином. Тут символика прозрачная. Отныне все у них должно быть общим – одни желания и намерения, и все они должны делить пополам – счастье и несчастье, радости и скорби, труд и покой.

Вспомним здесь, что именно брак в Кане Галилейской был отмечен первым чудом Иисуса Христа. На свадьбе вдруг не хватило вина. Сама Божия Матерь просит Сына Своего помочь в этой ситуации (ведь для жениха на восточной свадьбе такое происшествие – позор). На что Спаситель отвечает: Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой (Ин. 2.4). Однако Она подзывает служителей и говорит им, чтобы они сделали то, что им скажет Иисус. Христос повелевает наполнить кувшины водой и, почерпнув, принести распорядителю пира. Архитриклин, отведав содержимое и оценив, говорит с особой похвалой: Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе (Ин. 2. 10). Таким образом, мы входим в Евангельское пространство, где на свадебном пиру присутствует Сам Бог, а жених и невеста вкушают вино, благословленное Господом.

Венчание приближается к концу. Священник соединяет руки супругов и трижды обводит их вокруг иконы посреди храма. Кругообразным своим движением они показывают, что хотят вечно хранить свой брачный союз, и как бы дают обет не расторгать брака. Число три – символ Бога, Единого в трех Лицах, Который становится Свидетелем их обета. Таинство совершилось. С молодых снимаются венцы. Они целуют друг друга, заявляя перед всеми о своей взаимной любви, и обряд венчания заканчивается.

Многие пары думают, что с этой минуты им самим уже не нужно ничего делать – они автоматически «освятились», и их брак будет безоблачным праздником жизни: если у них не было детей, то они сразу появятся, если дети болели, то они сразу станут абсолютно здоровыми, если преследовали неудачи на работе, то они превратятся в сплошные удачи… На самом деле с этой минуты как раз и начинается полная трудностей и скорбей христианская жизнь, цель которой – вовсе не в том, чтобы пройти по жизни, смеясь. Нет, совсем наоборот: мы должны претерпеть очень многое, чтобы очистить свою душу, приготовить ее к самому главному «экзамену» – смерти, переходу в жизнь вечную.

Милостивый Господь, зная это, облегчил нашу задачу. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2. 18). Мы с мужем венчались не сразу – на четвертый год совместной жизни, поэтому по собственному опыту я знаю: венчанным парам Господь реально помогает «выжить» в самых трудных ситуациях. Каждая христианская семья хранит где-то в глубине своих сердец воспоминания о чудесных событиях своей жизни как отсветах блаженства, которые неуклонно вели их к Небесам. Вот так, помогая друг другу, и должны муж и жена пройти эту жизнь, преодолеть все трудности деторождения и воспитания детей, детские болезни, травмы, собственные болезни и скорби, бедность и богатство, радости и несчастья, и все это для того, чтобы заслужить вечное блаженство.

Ожегов перевел это слово с русского на русский так: «Блаженство – полное и невозмутимое счастье». И, действительно, земное мимолетное счастье и то дает нам моменты высокой радости, когда мы причащаемся или соприкасаемся со святыней, в минуту рождения наших детей, в хорошие мгновения простой человеческой жизни. Какова же тогда та непрестающая радость, что ждет нас в Вечности?

И вот тут, возвращаясь к началу нашего разговора, я хочу на одном сказочно прекрасном примере показать, каков настоящий венец христианского брака – рассказать самую волнующую и волшебную любовную историю из всех когда-либо услышанных. Это история жизни князя Петра и княгини Февронии Муромских. Впервые я столкнулась с этой историей (а поскольку они святые, то это житие) на аудиокассете в пересказе для детей. И восприняла поэтому ее как настоящую добрую сказку, которая и есть один сплошной намек на то, как надо жить, чтобы умереть в один день. А надо, оказывается, изначально не стремиться к выгоде, а искренне желать помочь людям в беде, не обращать внимания на злословие и гонения, быть всегда простой и естественной во всех своих словах и поступках, нелицемерно любить своего мужа и идти за ним даже в изгнание, помогать ему и в княжении, и в опале, быть кроткой и смиренной, мудрой и жертвенной.

Удивительно, но в этом житии главной героиней стала именно простолюдинка Феврония, а не князь Петр. Оказывается, от жены, от женщины и зависит, насколько долго и счастливо будут жить супруги, зависит, в конце концов и то, умрут ли они в один день, как Петр и Феврония.

Приняв в определенный момент своей земной жизни монашеский постриг, они находились в разных монастырях. Когда Петр почувствовал приближение смерти, он послал к Февронии напомнить об их обещании друг другу. Феврония вышивала возду́х и хотела было сначала закончить свое рукоделие, но потом воткнула иголку в неоконченное шитье и кротко пошла за мужем в последнее путешествие.

Но самое интересное, что удивительной смертью не завершается их житие. Когда гробы их разделили и поставили в разных соборах, те чудесным образом троекратно воссоединялись, пока народ не понял, что нужно исполнить волю иноков и похоронить их вместе, в одном гробу.

Да и почему же не исполнить?! Люди в своей узости не могут понять, что плоть супругов и есть, по-настоящему, плоть едина, что разделять то, что Господь соединил, не просто не имеет смысла, а даже противно Богу. Ведь «и в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости», – полагал Иоанн Златоуст, утверждая, что «любовь изменяет само существо вещей». И не так уж важно, что они стали иноками, – важнее то, что они любили друг друга, потому что, по слову апостола, «любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13. 8).

Юлия КОМАРОВА,
Севастополь

Публикация сайта Симферопольской епархии

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх