В современной жизни, кажется, все может вызвать раздражение, любой невинный жест или нечаянная ошибка – повлечь злость, словопрения и даже оскорбления. Чуть что – люди будто ощетиниваются иголками, и уже становится непонятно: то ли вокруг все злятся, то ли ты готов всюду видеть злость и озлобляться в ответ. Вроде бы, замкнутый круг, но святые издавна показывают нам на собственном примере, как его разомкнуть: нужно всего лишь ответить тем, кто тебя обижает, добром.
Преподобный Пимен Великий говорил: «Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу».
Однажды, когда преподобный с учениками пришел в египетскую пустыню (так как имел обыкновение переходить с места на место, чтобы избежать славы от людей), ему стало известно, что живший там старец недоволен его приходом и завидует ему. Чтобы победить злобу отшельника, преподобный отправился к нему с братьями, захватив с собой пищи для угощения. Старец отказался выйти к ним. Тогда преподобный Пимен сказал: «Мы не уйдем отсюда, пока не сподобимся видеть и поклониться святому старцу», – и остался стоять на солнечном зное у дверей его келлии. Видя такое терпение и незлобие преподобного Пимена, старец принял его с любовью и сказал: «Справедливо, что я слышал о вас, но вижу в вас добрые дела во сто раз большие». Так умел преподобный Пимен угашать злобу и подавал собою пример другим.
«Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям», − учил святой.
Казалось бы, что может больше озлобить сердце, чем несправедливое обвинение и незаслуженное наказание? Но святые показали нам, как и в таких невзгодах сохранять доброе отношение и к тем, кто тебя обижает.
Святитель Гурий был первым архиепископом учрежденной в 1555 году Казанской епархии. Он родился в подмосковном городке Радонеже в дворянской семье. Родители его были небогаты, поэтому ему с юных лет пришлось служить у князя Ивана Пенькова в должности управляющего имением. С молодости Григорий был благочестивым, смиренным и незлобивым. В брак вступать он не захотел. Оклеветанный перед князем в преступной связи с его женой, Григорий был заключен в подземелье. Это подорвало его здоровье, но укрепило и углубило религиозное чувство. В темнице узник писал небольшие книжки для обучения детей грамоте. Деньги за вырученные азбуки он раздавал нищим. Выйдя из темницы, Григорий принял постриг с именем Гурий в Иосифо-Волоколамском монастыре.
Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский. Однажды по диавольскому наущению раздраженная толпа, выкрикивая разные обвинения святителю в порочной жизни, повлекла его к реке Волхов. Святого Иоанна посадили на плот и пустили вниз по течению реки, рассчитывая избавиться от него. Но плот, вопреки ожиданию, поплыл против течения прямо к мужскому Юрьеву монастырю, находившемуся в трех верстах от Новгорода. Видя это, люди раскаялись и с плачем и криком устремились по берегу за плотом, умоляя святителя простить их и вернуться в город. Сердце простодушного архипастыря было переполнено благодатной радостью не столько за себя, сколько за свою паству. «Господи, не вмени им этого во грех!» – молился он и всем даровал прощение.
Преподобный Павел, врач из города Коринфа, в юности принял постриг в одном из монастырей. Здесь святой много трудился и стал опытным подвижником. Однажды преподобный Павел, по демонской злобе, был оклеветан женщиной. Она принесла в монастырь новорожденного младенца и сказала, что родила его от монаха Павла. Старец со смирением и радостью перенес клевету, не отрекался и принял младенца, как родного сына. Когда святого стали укорять за нарушение иноческого обета, преподобный Павел сказал: «Братия, спросим младенца, кто его отец!». Новорожденный, указав рукой на кузнеца, произнес: «Вот мой отец, а не Павел монах». Увидев это чудо, люди поклонились старцу, прося прощения. С этого времени преподобный Павел получил от Бога дар исцеления болезней, отчего и был назван врачом.
Преподобный Дула, страстотерпец, был иноком одного из египетских монастырей. В течение 20 лет преподобный терпел насмешки, оскорбления и уничижения от некоторых из братии. Вначале ему было трудно нести подвиг терпения и с кротостью принимать глумления, но постепенно, смиряясь душой и молясь Богу, он достиг такой степени негневливости, что всем сердцем жалел своих обидчиков и молился за них.
В конце жизни преподобного постигло искушение: один инок, из числа братии, похитил церковные сосуды и спрятал их. Когда игумен и старцы монастыря стали разбирать дело о краже, то недоброжелатели святого Дулы стали утверждать, что кражу совершил именно он, так как в день кражи он не явился к полунощнице, хотя раньше всегда приходил первым. На самом деле святой Дула в этот день был болен и поэтому не смог прийти к службе. Преподобного Дулу привели к старцам, которым он сказал, что не виноват в краже. Но враги его стали клеветать, утверждая, что они были свидетелями. Убедившись, что его словам не верят, преподобный Дула не стал спорить и сказал: «Простите меня, отцы святые, я грешен». Игумен приказал совлечь с преподобного иноческие одежды и облечь в мирское платье. Горько зарыдав, святой Дула молился: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради Твоего святого Имени я облекся в образ сей, но ныне, по грехам моим, он совлечен с меня».
На преподобного Дулу наложили оковы, эконом жестоко бил его, добиваясь, где спрятаны церковные сосуды, но невинный страдалец только повторял: «Простите, согрешил я». Тогда его предали на суд гражданским властям и подвергли пытке, но святой повторял: «У меня нет ни серебра, ни пропавших сосудов». Городской епарх спросил монахов, что ему делать с преданным на его суд человеком. Они ответили: «Сделай с ним то, что повелевают законы». Святой был приговорен к отсечению обеих рук. Перед выполнением приговора правитель сказал преподобному: «Скажи нам, где сосуды, и ты освободишься от казни». Святой ответил: «Хочешь ли ты, правитель, чтоб я сказал на себя то, что не делал? Не хочу лгать на себя, ибо всякая ложь от диавола». Святого повели на место казни. Тогда, наконец, действительный виновник кражи почувствовал раскаяние и пришел к игумену, прося остановить казнь.
Преподобного привели обратно в монастырь. Монахи стали просить у святого прощения, но он не только не злобился на них, но и благодарил, что ему дали возможность безвинным страданием изгладить совершенные им прегрешения. Святой просил Господа простить обидчиков. Через три дня преподобного нашли в келлии преставившимся к Богу на коленопреклоненной молитве.
Угодники Божии, просиявшие подвигом мученичества и исповедничества, делали добро даже своим мучителям.
Святой Харалампий, епископ фессалийского города Магнезии (северо-восточная область Греции), успешно распространял веру во Христа Спасителя. Весть о его проповеди дошла до правителя области Лукиана и военачальника Лукия, по распоряжению которого святой был схвачен и приведен на суд, где твердо исповедал веру во Христа и отказался принести жертву идолам. Несмотря на преклонный возраст епископа (ему было уже 113 лет), его подвергли чудовищным истязаниям: терзали тело железными крючьями, пока не содрали всю кожу с головы до ног. Святой при этом обращался к мучителям: «Благодарю вас, братия, вы обновили дух мой!»
Видя терпение старца и полное его незлобие, два воина Порфирий и Ваптос открыто исповедали Христа, за что тотчас же были усечены мечом. Присутствовавшие при страданиях епископа Харалампия три женщины также стали прославлять Христа и немедленно были замучены.
Разгневанный Лукий сам схватил орудия пыток и стал терзать священномученика, но внезапно у него, как отсеченные мечом, отнялись руки. Пришедший к месту казни правитель плюнул в лицо святого, и тотчас голова его оказалась повернутой назад. Тогда Лукий стал умолять святого о пощаде, и по его молитве оба мучителя тут же получили исцеление. При этом множество свидетелей уверовали во Христа. Среди них был и Лукий, который припал к ногам святого старца, прося прощения.
Император Септимий Север, находившийся в это время в Антиохии Писидийской, распорядился привести святого Харлампия к себе. Император приказал мучить епископа еще сильнее. Полные злобы, Септимий Север и его вельможа Крисп воздвигли хулу на Господа, глумливо призывая Его сойти на землю, похваляясь своей силой и властью. Во гневе Господь поколебал землю, великий страх напал на всех, оба же нечестивца повисли в воздухе, связанные невидимыми узами, и лишь по молитве святителя были возвращены вниз. Устрашенный император поколебался было в своем нечестии, но вскоре опять впал в заблуждение и приказал мучить святого, наконец, осудил его на усечение мечом.
Святой мученик Каллиник, родом из Киликии, с детства был воспитан в христианской вере. В Галатийском городе Анкире святой исповедник был задержан и представлен на суд к правителю Сакердону, жестокому гонителю христиан. Святого жестоко били воловьими жилами и железными гребнями рвали тело, но он переносил все с терпением и спокойствием. Это привело в еще большую ярость Сакердона, и он приказал обуть святого в сапоги с острыми гвоздями внутри и плетьми гнать мученика в город Гангр на сожжение. Путь был трудным, и воины, которые сопровождали приговоренного, изнемогли от жажды. В отчаянии они стали просить святого, чтобы он испросил у Господа спасительную воду. Незлобивый святой, сжалившись над своими мучителями, с помощью Божией извлек из камня чудесный родник. Изумленные воины прониклись сочувствием к своему спасителю и хотели даже отпустить его, но страх перед наказанием заставил их повести мученика дальше. В Гангре святой Каллиник, с радостью воздав благодарение Господу, Который сподобил его мученического венца, сам вошел в пылающий костер и предал душу Богу.
Священномученик Корнилий сотник. Вскоре после Крестных страданий Господа Иисуса Христа и по Вознесении Его на Небо в Кесарии Палестинской поселился сотник по имени Корнилий, ранее живший в Италии Фракийской. Он хотя и был язычником, но отличался глубоким благочестием и добрыми делами, о чем свидетельствует святой евангелист Лука (Деян. 10, 1).
Господь не презрел его добродетельной жизни и привел к познанию истины через просвещение светом веры Христовой. Корнилий оставил мир и пошел на проповедь Евангелия вместе с апостолом Петром, который поставил его епископом. По жребию Корнилию выпало идти в город Скепсию, где жил князь по имени Димитрий, ненавидевший христианство и почитавший языческих богов. Узнав о прибытии Корнилия в город, он тотчас призвал его к себе и спросил о причине пришествия. Когда святой объяснил, что служит Господу и что причина его пришествия и состоит в благовествовании Истины, князь пришел в ярость и потребовал от Корнилия принесения жертвы идолам. Святой просил показать богов.
Когда его ввели в языческий храм, Корнилий обратился к востоку и, преклонив колена, произнес молитву к Господу. Началось землетрясение, и храм Зевса и находившиеся в нем идолы разрушились. Весь народ, видевший происшедшее, был в ужасе. Князь еще более озлобился и стал советоваться с приближенными о том, как погубить Корнилия. Святого связали и подвесили в темнице на ночь. В то время один из рабов сообщил князю печальную весть о том, что его жена и ребенок погибли под обломками разрушившегося храма.
Но несколько позже один из жрецов, по имени Варват, рассказал, что слышал голоса его жены и сына из-под развалин и что они восхваляли Бога христианского. Жрец просил освободить заключенного, так как благодаря чуду, совершенному святым Корнилием, супруга и сын князя остались живы. Радостный князь в сопровождении приближенных поспешил в темницу, признался святому Корнилию в том, что уверовал во Христа и просил его вызволить из-под развалин храма жену и сына. Святой Корнилий отправился к разрушенному идольскому храму, и по молитве пострадавшие были освобождены. После этого князь Димитрий, все его родственники и приближенные приняли святое Крещение.
Незлобие и приветливость лучше, чем прилюдные обличения, обращают сердца людей к добру.
Преподобная Феодора Нижегородская, в миру Анастасия (Васса), дочь тверского боярина Иоанна и его супруги Анны, родилась в 1331 году. В 12 лет ее выдали замуж за нижегородского князя Андрея Константиновича. Став вдовой, святая княгиня прожила в миру еще четыре года, а затем даровала свободу всем слугам, раздала имущество и поступила в Нижегородский Зачатьевский монастырь. В иночестве святая часто пребывала без пищи день, два, а иногда и пять; ночи проводила в слезных молитвах, на теле носила власяницу. Она стяжала дар смирения и любви и все оскорбления переносила незлобиво. Пример строгой жизни преподобной Феодоры увлекал и других: в ее общежительной обители постригались княгини и боярыни, всего было около 100 сестер.
Преподобный Исаак Сирин жил в середине VI века. Однажды он велел инокам оставить на ночь в огороде все заступы, а утром просил приготовить пищу для работников. Оказалось, что воры, которых было столько, сколько оставленных заступов, шли грабить монастырь. Сила Божия заставила их изменить свое злое намерение. Они взяли в руки лопаты и стали усердно трудиться, так что к приходу иноков вся земля была вскопана. Преподобный приветствовал трудившихся и пригласил их подкрепиться пищей. Потом он дал им наставление оставить воровство и разрешил всегда открыто приходить и пользоваться плодами монастырского огорода.
Случилось также, что один человек послал преподобному своего слугу с двумя корзинами еды. Слуга спрятал одну из корзин по дороге. Преподобный взял принесенную корзину и тихо сказал: «Я принимаю дары, ты же не прикасайся к спрятанной тобой корзине – в нее вползла змея и, если ты протянешь руку, она ужалит тебя». Так мудро и незлобиво святой обличал грехи людей, желая всем спасения.
Преподобный Макарий Калязинский (в миру Матфей) родился в 1400 году в семье боярина Василия Кожи. Матфей постригся в иноки в Николаевском Клобуковском монастыре. Из любви к уединению он оставил городскую обитель и вместе с семью иноками нашел место в 18 верстах от Кашина между двумя озерами вблизи Волги. Здесь преподобный водрузил крест и основал уединенную пустынь. Боярин Иван Коляга, которому принадлежали близлежащие земли, стал опасаться, что возникнет иноческая обитель, которая начнет обрабатывать пустоши. Враг спасения посеял в боярине такую злобу и ненависть к преподобному, что он решил убить святого. Но неожиданно его свалила тяжелая болезнь. Страх близкой смерти пробудил в боярине раскаяние. Больной Коляга велел нести себя к преподобному и у его ног поведал о своем злом намерении и просил прощения. «Бог простит тебя», – ответил смиренный подвижник. Желая загладить грех и стремясь помочь преподобному, боярин отдал возникшей пустыни свои земли…
Несмотря на свое происхождение и звание игумена, святой носил худую, покрытую заплатами одежду. В обращении и всем укладе жизни преподобный Макарий был так прост, что высокомерный еретик, князь-инок Вассиан, глумясь, называл его «калязинским мужиком». Сам преподобный больше любил слышать о себе насмешки, чем похвалы.
«Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым» 2 Тим. 2. 24), − напоминает нам апостол Павел.
Злость даже на лице человека оставляет уродливый отпечаток, незлобие же преображает того и в жизни, и даже после кончины. Вот как описывается день преставления святого благоверного князя Феодора, Смоленского и Ярославского: «Светилось лице его, солнечным лучам подобно, честными сединами украшено, показуя душевную его чистоту и незлобивое сердце».
Подборка подготовлена
редакцией портала «Приходы»