Что такое подготовка к Пасхе? Посещение богослужений, молитва, а еще домашние хлопоты, приготовление пасхальных снедей… А как совместить в этом празднике и богослужебную сторону, и бытовую, особенно тем, кто сам трудится в храме, − например, певчим? Рассказом о том, как это происходит в ее семье, поделилась Мария Фролова.
Когда люди только начинают ходить в храм, их быт совершенно не соотнесен с Церковью. Как бытовую сторону удается «притянуть» к церковной?
− Мне тоже это знакомо, ведь хотя я с детства имею к храму какое-то отношение, у нас верующей была только бабушка, и домашний быт вовсе не был православным. И супруг мой родился тоже в невоцерковленной семье. Поэтому когда вижу семьи, в которых православные традиции передаются из поколения в поколение, когда вижу, как они умудряются создать дома более праздничную обстановку, чем это получается, например, у меня, я понимаю, насколько важны семейные традиции. Мы, конечно, стараемся от года к году совершенствоваться. Но когда ты в этом вырос, это получается органично, когда же приходится самим нащупывать или учиться, слушая и читая воспоминания других, добиться успеха получается не так быстро.
Страстная седмица − много богослужений, «горячая пора» для певчих. А в вашей семье поют на клиросе оба родителя. Когда успеваете делать куличи, красить яйца?
− Из-за того, что нужно уделять время семье, мы теперь стараемся не петь в один день. Так что, если я не пою на службах, то подготовить все к Пасхе удается без проблем. Как правило, куличи печь я начинаю в четверг вечером, но яйца иногда докрашиваю в пятницу.
А сколько уходит времени на домашние приготовления, сколько часов приходится освободить от чего-то еще?
− Никогда не засекала время (улыбается). Честно говоря, в последние годы с куличами мне стало много легче, потому что появилась хлебопечка, которая, по крайней мере месит вместо меня тесто, что уже освобождает время. Но все-таки куличи – это такая штука, которой трудно заниматься, когда отвлекают другие дела, когда дети обращаются со своими вопросами, потому что есть процессы, которые нельзя бросить, а то, например, тесто опадет, и так далее.
Так что приготовление пасхальной еды, как правило, происходит в вечернее время и переходит уже на ночь. Например, готовлю тесто вечером, оно замешивается в хлебопечке, подходит, я добавляю еще ингредиенты, оно опять подходит, и потом, когда уже все легли спать, начинается кульминация процесса – я ставлю куличи в печь.
Как у вас с супругом распределяется занятость в эти предпасхальные дни?
Варианты бывают разные: когда муж поет правохорные службы (то есть службы, на которых поет праздничный, он же «правый» хор), я остаюсь дома заниматься домашними делами, уборкой к Пасхе, готовкой и так далее. И дети понемногу мне помогают. Кроме того, вместе с детьми мы стараемся посетить службы Великого четверга, некоторые другие…
Когда мы оба пели на Страстной седмице, с детьми и по дому помогала моя мама, но тогда она жила рядом, и это было возможно. Она пекла куличи, а я уже была подхвате и помогала, где нужно.
Если же на правохорных службах Страстной седмицы задействована я, приходится выкручиваться. Должна признаться, что один-два раза были случаи, когда куличи пришлось покупать. Яйца мы в любом случае красим сами, потому что это большого времени не требует.
Что-то из домашних приготовлений удается передоверить детям?
Так, чтобы полностью доверить им какое-то дело, – наверное, нет, но они, конечно, могут активно участвовать в уборке и украшении дома к празднику, в покраске яиц. Но я не могу им сказать: «Красьте яйца − это ваша работа». В этом году, наверное, можно будет попробовать что-то отдать им на откуп, поточу что старшая дочка уже достаточно большая, она часто что-то делает на кухне, в том числе самостоятельно. Возможно, я смогу ей что-то поручить, может даже, какую-то часть забот по приготовлению куличей.
Все осложняется тем, что у детей школа. В прошлом году на Страстной у них были каникулы после триместра, а сейчас они в этот период будут учиться. Я должна иметь в виду, что они должны ходить в школу, делать уроки, поэтому не могу слишком сильно напрягать их домашними делами.
Ночью на Пасху вы отправляетесь в храм, или ночная служба – не для семей с маленькими детьми?
− Смотря насколько маленькие дети. Например, в этом году на Рождество Христово мы всей семьей были на ночной службе. Вернее, муж мой пел, а я с детьми от четырех лет до подросткового возраста молилась в храме.
В этом году на Пасху мы планируем попасть на ночную службу, потому что участие в крестном ходе, Пасхальная утреня – все это принесет незабываемые впечатления детям. До конца службы остаться, наверное, не получится, потому что машины у нас нет и надо будет успеть до закрытия метро. Мы постараемся причаститься на Страстной седмице, на ночной Пасхальной службе дети причащаться не будут и, наверное, уедут с отцом домой после утрени, а я буду петь на службе.
Как и когда удается сесть за общий пасхальный стол?
− Часть разговенья для взрослых происходит ночью, потому что кто-то из нас поет, а для певчих устраивают разговенье в храме. Но все равно, если муж возвращался ночью со службы, я всегда старалась его дождаться и устроить маленькое разговенье, чтобы почувствовать, что праздник пришел.
Конечно, большое праздничное застолье мы переносим на утро, когда просыпаются дети. Я еще ночью накрываю стол, все расставляю, стараюсь красиво оформить, чтоб они, если раньше проснутся, увидели пасхальный стол и ощутили праздник.
Правда, если в этот раз отец с детьми все вместе вернутся после Пасхальной утрени, они, наверное разговеются, а я к ним присоединюсь уже утром тем или иным способом.
Когда поете, детей с собой брать не получается?
− Это зависит от того, какой храм, какой клирос, какие там условия. Очень часто бывает в наших храмах, что клирос не очень большой, а на Пасху состав хора усиленный, народу много, и держать в этой тесноте детей неправильно – и они мешают певчим, и самим детям неудобно.
Вообще, если честно, я за то, чтобы дети находились не на клиросе, а в храме. Помню, старших детей я раньше пыталась брать на клирос с собой, потому что это удобно: ты поешь, дети с тобой, и все-таки на службе они. Но у меня сложилось впечатление, что такая ситуация детей расхолаживает − понятно, что на клиросе происходит какое-то движение, ведутся разговоры, пусть и по профессиональным темам: обсуждают, как петь и что. Это, мне кажется, отвлекает детей и неправильно влияет на них. А вот стоя в храме они, мне кажется, службу глубже ощущают. Поэтому уже в течение нескольких лет стараюсь не брать детей в храм, когда я сама пою, а ходить с ними в другие дни целенаправленно на службу помолиться.
А удается пойти на освящение куличей всей семьей?
− Раньше мы носили их с собой в храм, когда пели службу Великой субботы, и там освящали после службы – просто не было более удобного варианта. Но теперь у нас неподалеку строят храм по «Программе-200». Он еще не закончен, но там уже молебны служат, а также, вот, освящают куличи. И поскольку от нашего дома туда можно добраться пешком, мы с детьми ходили освящать там куличи и яйца. Конечно, такой вариант лучше уже потому, что дети могут увидеть, как это происходит, принять участие в освящении.
И потом, человек у, который идет петь на клирос, не хватало еще с собой нести узлы с куличами.
Беседовала Наталия Бубенцова