Прихожане о праздниках

перейти на главный сайт

Главная - Прихожане о праздниках - Паремии Страстной седмицы

Паремии Страстной седмицы

03:00, 06 апреля 2015
Прихожане о праздниках

Сам Господь наш Иисус Христос сказал: исследуйте Писания… они свидетельствуют о Мне (Ин. 5. 39). Встретив после Своего Воскресения апостолов Луку и Клеопу по дороге в Эммаус, Он, как повествует Евангелие, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (Лк. 24. 13-35).

Потому-то Церковь, следуя повелению и примеру Господа, во все века читала на богослужениях отрывки из Священного Писания Ветхого Завета, содержащие мессианские пророчества и прообразы, − то есть паремии (или паримии, с греч. − «притча, поучение»).

Паремии звучат на богослужении в канун (цсл. «навечерие») ряда великих праздников, в дни Великого поста, а также при совершении некоторых треб. В них прообразовательно раскрыта главная тема празднуемого события или указаны важнейшие ее аспекты.

Страстная седмица − время, посвященное особенному молитвенному вспоминанию страданий (цсл. «страстей») Господа нашего Иисуса Христа, которыми Он спас нас. В это время звучат особые паремии − пророчества и прообразовательные истории, указывающие на грядущие вольные страдания Спасителя мира.

Проследим за паремиями этих дней.

ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

Начинается богослужение этого дня утреней, на которой поется умилительный тропарь: Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: не достоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни, зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

Читается пророчество пророка Иезекииля, исполненное страшных, таинственных видений, которые он созерцал в дни Вавилонского пленения. Иезекиилю открылось сияние славы Господней и, движимые среди пламени, крылатые и многоочитые образы Небесных Ангелов.

На вечерне читается книга Исход, в которой говорится об исходе из страны греха и рабства, о непростой судьбе Иосифа − прообраза Христа Спасителя. Иосиф из зависти продан был своими братьями в рабство; Иисус Христос, возлюбленный Сын Отца Небесного, был предан и осужден на смерть по ненависти и зависти иудеев, своих единоплеменников. Иосиф, проданный в Египет, посажен в темницу; осужденный на смерть Сын Божий нисходит во гроб. По Промыслу Божию освобожденный из темницы, Иосиф господствует над Египтом; Иисус Христос, воскреснув из мёртвых, властвует над всем мирозданием. Иосиф во время семилетнего голода питал всех, обращавшихся к нему за хлебом; Иисус Христос — Хлеб Жизни, сшедший с Небес, ради нашей вечной жизни.

Также звучит чтение о многострадальном Иове, прообразе страдающего Христа. Звучит пока самое начало: о том, как Иов был богат и праведен.

ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК

В этот день Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма. Первосвященники и старейшины, до крайности обозлённые притчами и поучениями Христа, вознамерились схватить Его и убить. Но напасть на Христа открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.

Читается отрывок из книги пророка Иезекииля, в котором описано его удивительное видение, относящееся к грядущему воплощению Сына Божия, видение славы Господней.

Вновь звучат чтения из книги Исход и история о страданиях праведного Иова. Смерть Христова освободила нас от рабства греху, смерти и диаволу, она стала великим Исходом из тьмы и сени смертной в Царство Божией любви и Истины. Пример праведного Иова, безвинно претерпевшего страдания на грани человеческих сил, показывает нам, что руки злых людей сознательно сделали с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом, а его терпение соотносится с терпением Господа.

ВЕЛИКАЯ СРЕДА

Среда – день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Ночь со вторника на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26. 6-17). Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Христа хитростью и убить Его, некая женщина − по слову Евангелия, грешница − возлила драгоценный состав, миро, на голову Спасителя. Этим она приуготовляла Его к погребению, как Христос Сам объяснил ее поступок: погребальные приготовления древних иудеев включали в себя отирание тела ароматными составами. Таким объяснением Христос снова предупреждает учеников о Своей скорой смерти.

В этот же день родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, намерение предать своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой среды прославляется жена-«грешница» и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.

В паремиях этого дня мы слышим обращение Господа к пророку, жившему за много веков до рождения Христа, однако слова эти говорят словно о Самом Христе, не случайно именовавшем Себя «Сын Человеческий». В этих удивительных словах, как бы обращенных Богом Отцом к Богу Сыну,  открывается тайна предвечного замысла Божия о пути спасения человечества.

Продолжается чтение книги Исход  − о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них. Эти бедствия служили прообразом духовных бедствий греховного человечества и избавления от них страданиями Спасителя; и из книги Иова, прообраза страданий Христовых.

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

Это особенный день, в который Господь Сам впервые совершил Таинство Причастия, даровал нам Самого Себя и призвал к такому соединению с Собой.

В этот же день, после последней трапезы Христа с учениками, Он был вечером схвачен стражей. Читается паремия из книги пророка Иеремии, в которой проображается кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов.

На литургии Великого четверга, соединенной с вечерней, читаются три паремии. Тема первых двух чтений, из книг Исхода и Иова, − личное откровение Бога и непостижимость Божия при этом. Именно в Причастии Тела и Крови Господа мы познаем Непознаваемого и соединяемся с Непостижимым, видим Невидимого, ставшего человеком; именно в этом дивном и страшном Таинстве Бог открывает Себя и отдает Себя нам. Третья паремия, отрывок из книги пророка Исаии, вновь говорит о страданиях Христа, о суде над этим миром падшим и о бедственном положении врагов Господа.


ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА

День крестных мук и смерти Господа Иисуса Христа.

В первом чтении этого дня звучит пророчество Захарии о том, что Сам Господь Бог, оценен будет в тридцать сребренников, что на деньги эти будет куплена в итоге земля у горшечника; это и произошло.

Далее следуют чтения из книги пророка Исаии, называемого также ветхозаветным Евангелистом за поразительную точность, с которой он за века до рождения Христа описал Его страдания, душевные и телесные муки, которые Ему предстоит перенести, и дал им самое поразительное в своей прямоте пояснение: «ранами Его мы исцелились». Говорит Исаия и о славе Господа, Его торжестве и победе над злом, смертью и грехом.

В пророчествах Иеремии также речь идет о грядущих страданиях Мессии-Христа и о Его скорби. Эта паремия такая же, как в Великий четверг, и символически предрекает отмщение за смерть Праведника.

Паремия из книги Исход рассказывает о желании пророка Моисея увидеть Господа и о том, что для него это было невозможно тогда; лишь когда Бог стал человеком, это стало возможно для всех. В том же отрывке звучит обещание Господне помиловать и пожалеть всех, кто нуждается в этом, − что Он и делает, беря на Себя наши страдания.

И еще в этот день звучит чтение из книги Иова, но уже не о страданиях его, а о том, как он после них был утешен, − прообразование радости Спасителя после Его мук, смерти и славного Воскресения.


ВЕЛИКАЯ СУББОТА

В первой паремии этого дня звучит пророчество из книги Иезекииля о всеобщем воскресении мертвых, первым из которых, по слову апостола, стал Сам Христос. Далее звучат целых пятнадцать паремий, относящихся к этому дню − важнейшему в мировой истории.

Первая паремия открывает смысл священного числа три, возглашаемого в конце паремии: И бысть вечер, и бысть утро, день третий (Быт. 1. 13). Три первых основных дня древнего творения соответствуют трем дням Творения Нового − времени пребывания Иисуса Христа во Гробе.

Вторая паремия − из книги пророка Исаии (60. 1 − 16). Он пророчествует о славе Церкви Христовой − Нового Иерусалима − начинавшейся с Воскресением Христовым.

Третья паремия − из книги Исхода (12. 1 − 11). В ней изображено установление ветхозаветного праздника Пасхи, говорится о пасхальном агнце. Читается эта паремия здесь потому, что пасхальный ветхозаветный агнец есть прообраз Новозаветного пасхального Агнца − Господа Иисуса Христа.

Четвертая паремия − из книги пророка Ионы. Первая часть ее изображает путешествие Ионы, бурю, ввержение Ионы в море по жребию и поглощение его китом. Вторая часть − молитва во чреве китовом и извержение Ионы на сушу. На этот образ или предызображение Сам Христос указал книжникам и фарисеям, просившим у Него знамения. Род лукавый и прелюбодейный, − сказал Он, − ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12. 39-40).

Пятая паремия − из книги Иисуса Навина (5, 10 −15). Здесь изображено явление Иисусу Навину Архистратига силы Господней. Это знамение «победы над врагами нашего спасения, демонскими силами, приобретенной Крестом и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа, Вождя нашего спасения. Победителя ада и смерти» (Епископ Виссарион. «Толкование на паремии»).

Шестая паремия − из книги Исход (13. 20−26; 14. 1−32; 15. 1−19). Грандиозная картина чудесного перехода израильтян через Чермное море и потопление войска египетского, раскрываемая в этом чтении, завершается радостной и торжественной благодарственной молитвой. Описываемое и воспеваемое в этой паремии событие спасения израильтян − прообраз спасительных для нас смерти и Воскресения Христовых. Фараон и египтяне, преследовавшие израильтян, —− прообраз диавола и ангелов его, враждебных человеку.

Седьмая паремия − из книги пророка Софонии (3. 8−15). Это пророчество предсказывает суд над народами, возрождение Израиля и распространение всюду истинной веры. Таким образом, данная паремия выделяет апокалиптическую сторону Воскресения. Что начальный текст паремии есть предсказание Воскресения, утверждают такие учители Церкви, как блаженный Иероним и блаженный Августин.

Восьмая паремия − из третьей книги Царств (17. 8−23). В ней повествуется о двух чудесах великого пророка Илии: о неоскудении муки и елея в доме вдовицы из Сарепты Сидонской и о воскрешении сына этой вдовы. Первое чудо − прообраз неоскудевающей пищи, Плоти и Крови Христовой, ведущей в жизнь Вечную. Второе − прообраз величайшего чуда Христова, Его собственного Воскресения из мертвых и воскресения всего рода человеческого. То и другое пришло через Крест и Гроб Христовы. Потому и воспоминаются эти события именно в настоящий день.

Девятая паремия − из книги пророка Исаии (61. 1−11; 62. 1−5). Читается она здесь, потому что изображаемая в паремии слава «Церкви Христовой есть отражение славы Христа, открывшейся в восстании Его из гроба» (Епископ Виссарион. «Толкование на паремии»).

Десятая паремия − из книги Бытия (22, 1 − 19). Здесь повествуется о принесении Авраамом сына своего Исаака в жертву Богу. Это таинственное событие − одно из важнейших в священной истории Ветхого Завета как по своему непосредственному, так и преобразовательному значению. Оно прообразовало принесение Богом Отцом в жертву Своего Единородного Сына для спасения мира.

Одиннадцатая паремия − из книги пророка Исаии (61, 1—9). В ней предсказано явление на землю Помазанника (Мессии-Христа), Который принесет на землю правду, утвержденную Крестом и Воскресением.

Двенадцатая паремия − из четвертой книги Царств (4. 8—−37). Содержание ее − рождение сына у Сонамитянской жены по слову пророка Елисея, рассказ о смерти его и воскрешении Елисеем. Смысл − тот же самый, что и восьмой паремии.

Тринадцатая паремия − из книги пророка Исаии (63. 11 − 19; 64, 1−5). Жалобы пленных иудеев ко Господу и мольбы об избавлении изображают жалобы Церкви, видящей своего Основателя во гробе и молящейся о том, чтобы Он Своим Воскресением избавил ее.

Четырнадцатая паремия − из книги пророка Иеремии (31. 31 − 43). Пророчество это приводится апостолом Павлом (Евр. 8. 8−11) как предвозвещающее замену Ветхого Завета, данного на Синае, Новым Заветом Христа Бога.

Пятнадцатая паремия − из книги пророка Даниила (3. 1—88). Здесь повествуется о том, как царь Навуходоносор принуждал трех отроков Ананию, Азарию и Мисаила (по-халдейски Седрах, Мисах, Авденаго) поклониться златому истукану под страхом сожжения в печи огненной. Отроки не покорились. Пришедший в ярость царь приказал, разжегши печь в семь раз жарче, бросить туда юношей-исповедников. Приказание исполнено, печь разгорелась до того, что бросившие мучеников палачи сами были сожжены вырвавшимся из жерла огнем. Отроки-исповедники, избавленные Ангелом, «вид которого был подобен Сыну Божию», стоя посреди яростно бушующего пламени, воссылали благодарственную молитву Богу, прославляя Его Промысел.

Паремия здесь читается потому, что описанное в ней чудо спасения трех отроков было прообразом «несравненно более чудесного, воспоминаемого в Великую субботу избавления Христа от смерти через Воскресение» (Епископ Виссарион. «Толкование на паремии»).

Подготовила Екатерина МАКАЛЕЦ

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх