Прихожане о праздниках

перейти на главный сайт

Главная - Прихожане о праздниках - Ёлка в ХХ веке: от Маяковского к «Иронии судьбы»

Ёлка в ХХ веке: от Маяковского к «Иронии судьбы»

03:00, 01 января 2016
Прихожане о праздниках
Ёлка в ХХ веке: от Маяковского к «Иронии судьбы»

Первую часть рассказа о приключениях рождественской ёлки мы закончили в самом начале ХХ века, когда появилась знаменитая песенка «В лесу родилась ёлочка».

Казалось, что рождественское дерево преодолело в России все невзгоды, и теперь у детей и взрослых будет светлая и счастливая жизнь с ежегодным праздником, подарками и хлопушками. Но судьба распорядилась иначе.

В 1914 году началась Первая мировая война. Затем наступил 1917 год – две революции, гражданская война, голод. Людям было не до праздников, но ёлку в домах ставили даже в самое страшное время.

Корней Чуковский в своем дневнике рассказывает, каких трудов стоило детям устроить рождественский праздник в 1920 году: «Поразительную вещь устроили дети, оказывается, они в течение месяца копили кусочки хлеба, которые давали им в гимназии, сушили их — и вот, изготовив белые фунтики с наклеенными картинками, набили эти фунтики сухарями и разложили их под ёлкой — как подарки родителям! Дети, которые готовят к Рождеству сюрприз для отца и матери. Не хватает ещё, чтобы они убедили нас, что всё это дело Санта-Клауса! В следующем году выставлю у кровати чулок!».

Но примерно в эти же годы с ёлкой начали бороться большевики, посчитавшие, что в социалистической стране не место религиозным обычаям.
Для начала организовали «комсвятки». 25 декабря было нерабочим днем, и молодые люди решили «отметить» Рождество чтением докладов, юмористических игр или сатир на церковные темы. На второй день устраивали уличные шествия. На третий – костюмированный бал. В роли антигероев выступали Колчак, Деникин, кулак (зажиточный крестьянин), нэпман, языческие боги, рождественский поросенок и гусь. Во время шествий иногда сжигали иконы. Такие «ёлки» устраивали в детских домах.

Потом за дело взялись поэты и писатели, самым талантливым из которых был Владимир Маяковский. Еще в 1920 году поэт создает пьесу «Как кто проводит время, праздники празднуя», в которой родители на Рождество до смерти заваливают детей подарками и елочными украшениями. Персонаж по имени «муж» произносит главную саморазоблачительную фразу:

Здоровую елку устроили, –
не развеселю детишек я ли?
Еще лучше, чем в прошлом году,
Нагрязнили и навоняли.

Другие писатели тоже не отставали. Празднование Рождества и Нового года с ёлкой приводит к вырубке лесов, пропаганде «мракобесия» среди детей и подростков. И вообще. Страна переживает тяжелое время, так что веселиться нужно строго под контролем партии. (Интересно, что до 1929 года большевики колебались и пытались использовать праздник в своих целях. Будет создан героический рассказ о том, как Ленин приезжал к детям на ёлку в Сокольники, несмотря на нападение бандитов).

В 1924 году журналисты в газете «Красная звезда» радуются, что «в этом году рождественские предрассудки – почти прекратились. На базарах почти не видно елок – мало становится бессознательных людей».

В 1929 году ёлку в открытую стали называть «хламом» и «приманкой для простачков».
Появилась и наглядная агитация: дед с пяточком место носа стоит ногами на Евангелии и с помощью длинного креста, на котором привязана елка, «ловит» наивного ребенка.

По квартирам стали ходить комсомольцы и смотреть, не украшает ли кто свой дом рождественским деревом. В первую очередь проверялись квартиры учителей. Запретили праздники в детских садах, а в детском журнале «Чиж» появилось стихотворение Александра Введенского (не стоит путать его с известным лидером обновленческого движения – А.З.) «Не позволим» с такими строчками:

Мы с тобой – враги попам,
Рождества не надо нам.

Параллельно принимались постановления о «борьбе с порубками», и на несколько лет елка ушла в подполье. Но любовь к празднику осталась. Рискуя карьерой и даже свободой, люди тайно ставили в домах небольшие елочки, которые тайно перевозили в мешках (ствол перерубался, а дома елочку ставили в специальные самодельные зажимы), или делали небольшую елочку из веточек.

Некоторые воспитательницы в детских садах и детских домах тоже устраивали детям праздники, и в 1931 году вышел в свет, упоминавшийся нами рассказ о том, как Ленин приехал на ёлку к детям в Сокольники. Он был опубликован в воспоминаниях соратника Ильича – В. Д. Бонч-Бруевича.

Но до 1935 года елка в СССР оставалась под запретом. Лишь в декабре этого года в «Правде» появляется заметка кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП (б), в которой в обязательном порядке предлагается устроить детям «советскую ёлку».

Большевики определились со своим отношением к празднику. Они попытаются заменить рождественскую елку советской. Кремлевская звезда вместо рождественской, космонавты, хлеборобы и сладости вместо волхвов, Кремлевская елка как главная мечта советской детворы, раздача вкусных подарков – вот тот арсенал, с помощью которого был реабилитирован любимый праздник почти всех детей и взрослых.

Ну а в 1975 году появилось и главное новогоднее кино – Эльдар Рязанов снимает великолепную комедию «Ирония судьбы, или с легким паром». К этому моменту советский «канон» празднования уже сложился – оливье, мандарины, Дел Мороз и Снегурочка, праздничный стол, шампанское, «голубой огонек» и любимый фильм.

Эта традиция жива и поныне. Бороться с ней, наверное, не стоит, но вот священникам каждый год приходится отвечать на кулинарные вопросы, чтобы примирить 1 января с завершающимся рождественским постом.

Андрей Зайцев

При подготовке статьи использовалась книга Е.В.Душечкиной
«Русская ёлка. История, мифология, литература». Спб., 2014.

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх