
Мы все, в сущности, неплохие люди, и именно такими нас видят всегда наши родители, бабушки и дедушки, наши супруги и дети. Хорошими нас задумал и создал Бог. Но с нами вдруг что-то произошло – мы перестали светиться от счастья. Наши лица становятся серыми и часто совершенно безжизненными. И только единицы помнят нашу душевную красоту, так внезапно исчезнувшую. Уродливая гримаса скорби и смерти становится очень частой попутчицей в автобусе, магазине, общественных местах. Мы всем недовольны и готовы обругать весь белый свет, мы постоянно ищем виноватых в своих неудачах.
Что происходит с нами? Пестуя свой эгоизм, мы перестали быть «отражением света Божия»! И вместо того, чтобы искать утерянный Свет, мы ищем оправдания для своего пребывания во тьме, а заодно выдумываем виновных в нашей потере. Громко и пронзительно, не успокаиваясь ни на секунду, кричим о том, что в нашей черноте виноваты все, но не мы.
Жизнь человеческая коротка и мимолетна. И с каждым прожитым днем, месяцем, годом, десятилетием современный человек зачастую приобретает гораздо меньше, чем утрачивает. Красота, физическая сила и бодрость, ясность ума – все то, чем мы кичимся перед другими людьми, – меркнут. Темно становится и на душе. От обид, неугасающих споров, зависти, подозрений, затаенной злобы и множества других грехов.
Если сравнивать нашу душу с колодцем, то можно сказать что у многих он, к сожалению, к концу жизни становится лишь дурнопахнущим пристанищем пресмыкающихся, кишащих гадов. Происходит это не вдруг. Постепенно из-за отсутствия заботы и внимательности появляется «тина потворства греху», за ней следом возникает «плесень уныния», а нехватка «Воды живой» иссушает нас и делает нашу душу гниющей ямой с компостом. Но мы ведь были когда-то «хорошими людьми»?!
Утратившие красоту, изломанные, поруганные и закопченные черные иконы очень часто приносят в православные храмы. «Мы не знаем что делать, да и вообще икона ли это?», – говорят люди отдавая доску с почти неразличимым изображением на ней. Священники, диаконы или церковнослужители с благоговением берут в руки образ и уносят в алтарь. Что происходит дальше? Иногда случается чудо: «темная доска» под действием благодати Божией вдруг на глазах «обновляется», обретает краски. Но обычно такие старинные иконы реставрируют иконописцы-реставраторы. Скрупулезно, аккуратно и тщательно они счищают слой за слоем пыль, копоть и гарь. Потом «лечат» сколы и образовавшиеся трещины. Затем подбирают краски и воссоздают то, что было утрачено. И вот в храме появляется светлый лик Спасителя, Богородицы или святого, перед которым когда-то, возможно, молились наши предки.
Известный сербский подвижник и богослов XX века архимандрит Иустин (Попович) писал: «Человеческий род на земле есть ничто иное, как прекраснейший иконостас Божий. Этот мир, все эти миры, эта Вселенная, все эти бесчисленные вселенные суть величественный храм Божий, а люди – иконостас этого храма». Действительно, каждый человек является иконой Божией, различия здесь мыслятся лишь в степени иконичности: в грешном человеке образ размыт и затемнен грехом, в святом он проступает явственно, во всей же своей чистоте он может быть явлен лишь в Царстве Небесном. Спасти «икону» – главная жизненная задача каждого верующего христианина, каждого человека без исключения.
Но в самом начале нам необходимо вспомнить: какими мы были, какими красками сияла наша душа? Время для того, чтобы вспомнить и чтобы вернуться к тому, что утрачено – вот что такое для каждого человека Великий пост.
Не мысля пост как разгрузочную диету, но слушая ветхозаветные тексты о творении мира и жизни наших прародителей, «плача и стеня» вместе с святым Андреем Критским во время чтения покаянного канона, вместе с Марией Египетской шествуя для покаяния в пустыню и вместе с Иоанном Лествичником спеша к достижению Божественной благодати, мы сможем достичь светлого радостного праздника Воскресения Христова, чтобы сказать Ему: «Отче! Прости мне все! Я вернулся!»
Юрий КИЩУК,
руководитель информационно-издательского отдела
Пермской епархии


