
Завершается прошедшая, как один день, Светлая седмица. Целую неделю в храмах служатся Пасхальные службы, снова и снова мы ликующе восклицаем: «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!» Светлая Пасха Христова – праздник торжества жизни и победы над смертью – для большинства из нас связана также с ощущением весеннего возрождения природы, теплого солнышка, зеленой травы и деревьев, покрывающихся новыми листьями. А как отмечают Праздник Праздников там, где в Пасхальную ночь прихожанам иной раз приходилось согреваться с помощью тепловой пушки?
Пангоды – поселок городского типа в Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. Первое упоминание – 1971 год. Жителей на 2015 год – чуть больше одиннадцати тысяч. Это сухие факты. Но они начинают восприниматься совсем иначе, когда читаешь историю храма Рождества Христова в этом северном поселке.
Тобольско-Тюменская епархия была возрождена в 1990 году (ее выделили из Омско-Тюменской). Епископом Тобольским и Тюменским стал архимандрит Димитрий (Капалин), чьими трудами началось возрождение епархии: стали строиться храмы, создаваться приходы, открываться православные гимназии и воскресные школы.
В начале 90-х годов были созданы православные общины в городах Надыме и Новом Уренгое. А 20 декабря 1995 года был освящен крест на месте будущего храма в поселке Пангоды.
Первая Пасха в Пангодах, в 1996 году, праздновалась при свете костра, а колокола были изготовлены из старых газовых баллонов. Но приход уже существовал. Его окормлял настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Новом Уренгое иерей Михаил Денисов. Несколько лет богослужения и требы совершались с переносным иконостасом в одном из классов местной школы. В 2000-м году приходу выделили квартиру, и в том же году была организована воскресная школа. Для богослужений в праздники по благословению архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия стал приезжать преподаватель Тобольской духовной семинарии иерей Евгений Шестаков.
В 2008 году архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий утвердил проект храма в поселке Пангоды и освятил место под его строительство. Молебен на освящение куполов и креста на храме совершался 30 ноября 2010 года при морозе -35 градусов.
А первую Пасхальную службу в новом храме 24 апреля 2011 года служил иерей Евгений Шестаков.
О жизни прихода храма Рождества Христова, и вообще о жизни мы с ним и беседуем.
Отец Евгений, в каком возрасте Вы пришли к вере?
– В Тобольске все довольно просто – Кремль в центре, доминанта. И он притягивает, впечатляет, проповедует всем своим видом. Я его рассматривал на картинках в книжке еще в «советском периоде» детства. Очень хотелось посмотреть на него вживую. Мы ведь жили рядом, в Сургуте, и проезжая мимо него каждое отпускное лето, я рассматривал его с верхней полки вагона, насколько было видно.
В одиннадцатом классе поехали с группой учителей и ребят туда туристами. В Софийском соборе была мерзость запустения, это так возмущало, хотя и крещен не был и «понятия никакого не имел». Единственный верующий человек, которого я видел молящимся и который «затащил» меня в церковь на свое отпевание – кроме этого в храмах я и не бывал никогда – моя прабабушка по материнской линии.
Вот эти внешние впечатления – первые и, наверное, фундаментальные.
А что повлияло на Ваше решение стать священником?
– Я учился в Тобольском пединституте, познакомился с семинаристами, участвовал в неформальном кружке по изучению русской философии (у меня на «явочной квартире» и собирались) – все ж рядом, надо умудриться, чтоб не столкнуться.
Потом поступил в семинарию и я, остался там преподавать несколько лет. Так как бы само собой все и вышло.
Были какие-нибудь сложности в самом начале приходской жизни в Пангодах?
– В Пангодах я побывал еще в начале 2000-х, когда с миссионерскими группами семинаристов ездил «по северам» на Рождество и Пасху. Потом получил назначение в Надым штатным священником (это 2007 год), а в 2013-ом – в Пангоды настоятелем. А прихожане были с самого начала золотыми! И сами просфоры научились печь, и петь-читать, и детишек в воскресной школе «завели» – все фактически без священника, который появлялся в лучшем случае раз в месяц, а бывало и раз в квартал…
Два года приход окормлял иерей Андрей Кряклин из Нового Уренгоя-Коротчаево, настоятельствовал протоиерей Артемий Почекутов (он колокола с куполами освящал, готовил храм к освящению). Отца Андрея Кряклина любят и помнят, мы дружим до сих пор. Он тот же педиститут, что и я, оканчивал уже будучи священником, заочно. Жил у нас на сессиях в Тобольске.
Чем запомнилась самая первая Пасха в Пангодах?
– До 2011 года все богослужения в Пангодах совершались сначала в классе школы, потом в квартире, «оборудованной» под церковь, но Пасху 2010 года мы решили служить уже в возведенном, но недостроенном храме, обогревая его теплопушкой – благо, оконные рамы были вставлены.
А в этом году в пасхальных торжествах в церкви Рождества Христова приняло участие около 150 человек, участвовавших в крестном ходе и пасхальной литургии. По отпусте Божественной литургии несколько прихожан храма удостоились наград – почетных грамот прихода, а также ценных подарков в честь великого праздника Пасхи Христовой и 20-летия основания приходской общины.
Я знаю, Вы любите Пангоды.
– Я тут блаженствую! Ибо жива Русь православная, и не стоит село без праведника.
Беседовала Елена КОСТАНДИС
Фото Виктора Чермака


