
18 июля, в день обретения мощей Сергия Радонежского, в Троице-Сергиевой Лавре особенно многолюдно, в храмах совершаются торжественные богослужения во главе со Святейшим Патриархом и в сослужении целого сонма архиереев. Традиционно в этот летний день священнослужители и миряне приезжают к преподобному целыми семьями, здесь можно встретить паломников с любого конца света, и несмотря на эту огромную пестро одетую толпу, никто никому не давит ног, не портит праздничного настроения и молитвенного настроя ни в храме, ни на площади Лавры, куда после Божественной литургии стекается весь православный люд на молебен преподобному Сергию. Как и потом, когда вся людская мощь дружно перетекает вниз, к небольшому двухэтажному дому, чтобы внять слову Божию, которое скажет с балкона Патриарх Московский и всея Руси. Здесь мне посчастливилось слышать приснопамятного Алексия II, а теперь вот уже несколько лет подряд – и нашего Святейшего Патриарха Кирилла.
Неповторимое
Да и что может испортить этот праздник, если каждый из молящихся в Лавре очень живо ощущает как бы распростертую над собой длань великого молитвенника за землю Русскую и присутствие Духа Святого? И это зримое ощущение дополняют вдруг ниоткуда взмывающие ввысь голуби, которые появляются всякий раз большой белой стаей в тот самый момент, как Предстоятель Русской Православной Церкви выходит на балкон…

И самое интересное, что ни один из этих праздничных дней не повторяется! Всякий раз основанная трудами и молитвами святого игумена Лавра заставляет переживать новое, доселе неизведанное, радостное чувство.
Так, однажды мне несказанно повезло: почти за двадцать лет довольно частых поездок в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру я впервые побывала в Серапионовой палате, о которой ранее слышала неоднократно, но даже не чаяла туда попасть. Во время молитвы у раки преподобного Сергия вдруг открылась боковая дверь, и неизвестный человек позвал стоящих впереди двух мужчин и женщину-монахиню. «А вы чего стоите, идите сюда», – обратился ко мне незнакомец, и, особо не мешкая, я быстро шагнула за дверь, которая тотчас за нами закрылась.

Мы попали в небольшое, но ослепительно яркое, как мне показалось, помещение. Здесь находились мощи целого сонма православных святых, собранные в Лавре за ее многовековую историю. Среди них – десница святого архидиакона Стефана, частица мощей апостола Андрея Первозванного, часть Ризы Богородицы, камень Гроба Господня, глава святителя Исаии Ростовского.
По преданию, Серапионова палата построена на месте кельи преподобного Сергия Радонежского. Каменное сооружение – Серапионовская часовня – появилось здесь в XVI веке. На этом месте после 1516 года был погребен бывший игумен Троице-Сергиевой Лавры архиепископ Новгородский Серапион, его именем и названа эта палата. В 1555 году здесь также был захоронен митрополит Московский и всея Руси Иоасаф (Скрипицын). В середине XVII столетия за часовней был погребен преподобный архимандрит Дионисий (Зобниновский).
В конце XVIII века палату полностью перестроили и расширили ее площадь в связи с прославлением преподобного Дионисия в лике Радонежских святых. В 1905 году чугунный пол XVIII столетия заменили на керамическую плитку. В результате этих работ были утеряны сведения о точных местах погребения древнерусских иерархов. Но недавно, в 2006 году, при ремонте пола в Серапионовой палате были обнаружены места захоронений святителя Иоасафа (Скрипицына), митрополита Московского и всея Руси (+1555), и святителя Серапиона, архиепископа Новгородского (+1516).
Семнадцать километров чуда
А в 2014 году, когда отмечался 700-летний юбилей преподобного Сергия, неожиданно для себя самой прошла крестным ходом от женского монастыря в Хотьково, что в семнадцати километрах, до Троице-Сергиевой Лавры. Такое расстояние я никогда в жизни не преодолевала, разве что в детстве, в пионерском лагере, когда мы ходили в поход. А то, что эти километры я протопала своими ножками, – совершенное чудо!

Несколько раз по немощи своей хотела сойти с «дистанции»: сначала на поле после первого привала, потом, когда подходили к Семхозу, думала отстать и пойти на электричку… Потом еще и еще были минуты малодушия. Но почему-то именно в тот самый момент, когда слабость духа давала о себе знать, вдруг открывалось «второе» дыхание… И я все-таки дошла со всеми вместе до Лавры.
И весь этот путь с нами проделал наш Патриарх Кирилл, который возглавлял тот незабываемый крестный ход!
Дорожка к преподобному
И еще одно чудесное событие произошло тогда у палаточного городка, где уставшие от длительного перехода и неимоверного июльского зноя паломники остановились на ночлег.

Уже темнело, когда одна из паломниц обратилась с вопросом: «Вы не хотите сейчас пойти к раке преподобного? Мне только что позвонила приятельница и сказала, что там сейчас свободно и всех пропускают… А я одна поздно боюсь идти».

Все оказалось правдой, и мы, будто на крыльях, долетели до Лавры. А там, как по волшебной дорожке, прошли все кордоны полицейских, которые провожали нас приветливой улыбкой до самой раки с мощами преподобного Сергия Радонежского.

И стоял в тот вечер над Лаврой звон слов: «Идите, преподобный ждет вас!»
Анна ПАНИНА
Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси
и сайта «Сергиев Посад.рф»


