
В Страстную седмицу мы день за днем вспоминаем последние события земной жизни Христа, Его шествие на добровольное страдание, предательство учеником, суд, распятие…
Об осуждении Господа на смерть, о Его крестных страданиях и смертном часе мы слышим во всех песнопениях и молитвословиях этого дня, внимая словам Его молитвы в Гефсиманском саду, становясь свидетелями несправедливого судилища и помилования разбойника взамен Невинного, вместе с другими вставая у Креста Спасителя на Голгофе. Кроме службы Двенадцати Евангелий, в пятницу совершаются великие (Царские) часы с чтением Апостола и Евангелия, а также великая вечерня с малым повечерием. В день, когда Самим Спасителем за весь человеческий род была принесена Голгофская Жертва на Кресте, литургию не служат.
Для наших читателей мы подготовили русский перевод стихир, звучащих раз в год в каждый из дней Страстной седмицы.
Вся тварь изменяшеся страхом, / зрящи Тя на Кресте висима, Христе: / солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, / вся сострадаху Создавшему вся. / Волею нас ради претерпевый / Господи, слава Тебе.
От страха всё творенье изменилось,
Тебя, Христос, висящим видя на Кресте:
И солнце омрачалось, и земли
Все основания поколебались:
Всё сострадало Создавшему всё.
За нас всё добровольно претерпевший,
Господи, слава Тебе!
Людие злочестивии и беззаконнии, / вскую поучаются тщетным? / Вскую Живота всех на смерть осудиша? / Велие чудо, / яко Создатель мира в руки беззаконных предается, / и на древо возвышается Человеколюбец, / да яже во аде узники свободит, зовущия: / Долготерпеливе Господи, слава Тебе.
Народ и нечестивый и преступный
Напрасное замыслил для чего?
Жизнь всех зачем на смерть он осуждает?
Как чудо велико: Творец вселенной — и в руки беззаконных отдаётся,
На Древо всходит Человеколюбец,
Чтоб дать свободу узникам во аде,
Взывающим: « О Долготерпеливый
Господи, слава Тебе!»
Днесь, зрящи Тя, Непорочная Дева, / на Кресте Слове возвышаема, / рыдающи матернею утробою, / уязвляшеся сердцем горце, / и стенящи болезненно из глубины души, / лице со власы терзающи. / Темже и перси биющи, взываше жалостно: / увы Мне, Божественное Чадо! / Увы Мне, Свете мира! / Что зашел еси от очию Моею, Агнче Божий? / Темже воинства безплотных, / трепетом содержими бяху, глаголюще: / Непостижиме Господи, слава Тебе.
Тебя сегодня Дева Непорочная, увидев на кресте висящим, Слово,
Терзалась горько материнским сердцем
И всей душой мучительно стенала,
Лицо и волосы терзала, сокрушаясь.
Себя, в грудь ударяя, восклицала:
«Увы Мне, о Божественное Чадо!
Увы, Свет мира!» — жалостно взывала.
Что скрылся с глаз Моих Ты, Агнец Божий?»
От этого и воинства бесплотных,
Охваченные страхом, воспевали:
«Непостижимый Господи, слава Тебе!»
На древе видящи висима, Христе, / Тебе всех Зиждителя и Бога, / безсеменно Рождшая Тя вопияше горько: / Сыне Мой, где доброта зайде зрака Твоего? / Не терплю зрети Тя неправедно распинаема. / Потщися убо, востани, яко да вижу и Аз / Твое из мертвых тридневное Воскресение.
Тебя, Христос, Создателя и Бога,
На Дереве висящим увидав,
Без семени Родившая Тебя
Взывала горько:
«О Мой Сын, куда сокрылась
Твоя краса? Я не перенесу
Тебя распятым видеть без вины!
О поспеши же, и скорей восстань,
Чтоб Я смогла увидеть Воскресение
Твоё из мертвых в светлый третий день!
Днесь Владыка твари предстоит Пилату, / и Кресту предается Зиждитель всех, / яко агнец приводимь Своею волею: / гвоздьми пригвождается, и в ребра прободается, / и губою напояется манну одождивый, / по ланите заушается Избавитель мира, / и от Своих раб поругается Создатель всех. / О Владычняго Человеколюбия! / О распинающих моляше Своего Отца, глаголя: Отче, / остави им грех сей: / не ведят бо беззаконнии, / что неправедное содевают.
В сей день всего творения Владыка
Стоит перед Пилатом, и Кресту
Творец всего сегодня предаётся,
Приходит добровольно, словно агнец,
Гвоздями пригвождается и в рёбра пронзается,
И к губке приникает, чтоб пить —
Дождём проливший манну;
Бьют по щекам Того, Кто мир искупит,
Создатель терпит надругательства рабов Своих.
О человеколюбие Владыки!
За распинающих молил Он Своего Отца,
Взывая: «Не вмени греха им, Отче,
Неведенье – причина беззакония!»
Перевод Екатерины Макалец


