
Праздник Пасхи – всегда особенный. Воскресение Христово – самое современное, самое актуальное событие истории Вселенной. Для многих незаметное, как воздух… но столь же важное для жизни. Необходимое. Смертию смерть попрал Христос! Он Солнце вечности. Светлое Христово Воскресение христиане вспоминают и празднуют ежечасно, ежедневно, еженедельно, ежегодно! Воистину, Пасха – сердце христианской жизни. А в этом году ежегодный праздник Пасхи почти совпадает с еще одним великим днем, который с полным правом можно назвать праздником Рассвета.
Это Благовещение Пресвятой Богородицы – тот день, в который Христос стал человеком, в который Он был зачат Девой Марией с Ее согласия по повелению Автора Жизни – Духа Святого. С этого дня начался путь Богочеловека Иисуса к Воскресению – через рождество и распятие…
Благовещение, отмечаемое 7 апреля по новому стилю (а по старому стилю нынешнее 7 апреля считается 25-м марта), это день лучшей вести за всю историю: Бог – есть! Бог любит нас! Бог стал человеком, чтобы спасти нас от смерти!
В этом году на день Благовещения приходится Великая суббота, день перед Пасхой, когда Христос телом пребывал во гробе, а душою сошел во ад, чтобы его опустошить и разрушить.
Как получилось такое совпадение? Дело в том, что некоторые праздники христиане отмечают не по солнечному календарю, а по гораздо более древнему – лунному. Так исторически сложилось (надо сказать, в церковном обиходе мы можем встретить многие сокровища человеческой культуры, уже не встречающиеся более нигде). Ежегодная Пасха – как раз один из таких праздников. И если Благовещение, например, всегда отмечается в один и тот же день по солнечному календарю, то Пасха – в один и тот же день по календарю лунному, а эти два календаря не «сколочены» друг с другом, а… связаны, как, например, косточки в суставе – прочно, но подвижно.
Существует специальный древний и сложный алгоритм вычисления даты Пасхи по лунному календарю.
Так и получилось, что в обычном календаре, солнечном, ежегодный праздник Пасхи попадает то на одну дату, то на другую (разброс – примерно около месяца). Кстати, по солнечному календарю христиане Светлое Христово Воскресение тоже отмечают – это день воскресенье, еженедельная Пасха.
Надо сказать, что христианский праздник – дело особенное. Это не только пирушка и танцы (хотя и это, конечно, тоже). В первую очередь это мысленное и словесное общение с Богом, Виновником торжества, это таинственное соучастие в событии. Христианский праздник – прежде всего, торжество сердца и ума. Люди – словесные существа, такими нас создал Бог. Слово – это главный инструмент и мышления человека, и общения с другими людьми, и с Самим Богом. Поэтому христианское богослужение наполнено больше всего ни чем иным, как именно словом, словами: гимны, послания, песни, прошения и благодарения, прославление подвигов и воспоминание событий – это все и есть важнейшая часть богослужения, которое еще называется «служение слова».
Даже самое таинственное и главное, что происходит в Церкви, – причастие Тела и Крови Христовых – не обходится без нашей словесной просьбы к Господу Богу.
За две тысячи лет сложился особенный строй богослужения, включающий и музыку, и тексты удивительной поэтичности и глубины содержания. И богослужебный строй продолжает развиваться, а текстовое богатство – расти.
Благодаря такому сближению дат в нынешнем году будет удивительное сочетание богослужений, положенных уставом Церкви для дней Благовещения и Пасхи. Поскольку церковный день начинается с вечера предыдущего дня (еще одна очень древняя традиция), то вечером в Великую пятницу, канун Благовещения и Великой субботы разом, праздничные песнопения праздника Благовещения будут перемежаться с текстами, посвященными смерти Христовой и положению Его во гроб…
Зачатие – и погребение. Жизнь – и смерть… в один день, словно все время жизни человеческой, собранное в одну точку… чтобы в следующий день, будто в следующий миг – Светлое Воскресение Христово! Жизнь вырвалась из гроба, Вечность вырвалась из времени и осияла все своим животворным светом.
Поэтому для нас уже никогда дни особого воспоминания смерти Спасителя и Его пребывания во гробе не будут такими скорбными, такими чудовищными и невероятно невозможными, какими они были тогда для Его учеников и учениц. Мы молитвенно, мысленно, сердечно воспоминаем смерть Спасителя ради нас, но это воспоминание уже одето в нетленные ризы Воскресения, одежды, сотканные из света.
И поэтому же, наверное, при совмещении главных гимнов обоих праздников, которые называются «каноны», первым будет звучать именно гимн Благовещения – зари Пасхи.
Екатерина МАКАЛЕЦ


