Прихожане о праздниках

перейти на главный сайт

Главная - Прихожане о праздниках - Благовещенские главы

Благовещенские главы

03:00, 07 апреля 2018
Прихожане о праздниках

В этом году в преддверии Пасхи можно увидеть и буквально почувствовать очень редкий вариант пересечения двух богослужебных календарей, солнечного и лунного: праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (события, с которого начинается ожидание Рождения Господа и Спасителя) пришелся на Великую субботу – день, когда вся Церковь, вся Вселенная живет ожиданием Воскресения Христова. О том, как совмещаются богослужебные последования этих двух великих дней, мы знаем из так называемых Марковых глав Типикона. Что это такое?

О чем эти главы?

Марковы главы – богослужебные указания о совпадении неподвижных праздников с днями годового и седмичного подвижного циклов. Они регламентируют совершение праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, его предпразднство и отдание, когда они совпадают с различными днями Великого поста, Страстной седмицы и даже пасхальной Светлой. Если не брать в расчет частности, то можно сказать, что Марковы главы посвящены совпадениям богослужения благовещенского цикла с днями внутри этого периода. Так, первый день из подвижного цикла служб, который может выпасть на праздник Благовещения – четверг третьей седмицы поста, последний же – среда Светлой седмицы.

Эти указания в редакциях Студийского устава не имели авторского надписания и не выделялись в отдельный текст, а записывались под теми днями Синаксаря (собрания уставных рубрик для служб церковного года), к которым относились. В Иерусалимском уставе, получившем повсеместное распространение в православных Церквах в XIII-XV века, указания подверглись переработке и с дополнением новых глав были выделены в конце Типикона (греч. Τυπικόν от τύπος, «образец, вид, норма», – главная уставная богослужебная книга) в особую статью со своим заглавием. При этом уставные статьи сохранились и непосредственно в тексте устава под соответствующими днями месяцеслова: в одних случаях они воспроизводили указания Студийского типикона, в других же изменились и были дополнены применительно к особенностям нового устава.

Когда главы стали Марковыми?

Редакторская работа по составлению Марковых глав была проведена во второй половине XIII века на Афоне (в древнейших списках Иерусалимского устава Марковы главы отсутствуют). Так, в греческом списке Иерусалимского устава, сделанном на Афоне в конце XIII века, главы в количестве 95 атрибутируются некоему иеромонаху Марку и имеют название «Свод, составленный грешным иеромонахом Марком, на недоумения Типика». Из 95 глав (в ряде рукописей их количество могло варьироваться), входивших в статью, около шестидесяти носили месяцесловный характер, т.е. содержали уставные указания о совершении служб неподвижных праздников церковного года, а около 35 имели более общий литургический характер (то есть указания о соединении родов праздников – Господских, Богородичных, святых – с воскресеньем, субботой и т.д.). В такой редакции главы встречаются во множестве афонских Типиконов XIV-XVI веков.

В первой трети XIV века (не позднее 40-х годов), вероятно в Константинополе, на основе афонской редакции Иерусалимского Типикона, содержащей Марковы главы, была создана еще одна, «расширенная», редакция. Особенностями этой редакции стали включение Марковых глав, относящихся к конкретным праздникам месяцеслова, в текст Синаксаря и перенос глав общелитургического характера в первую, общую, часть Типикона. Эти так называемые Иерусалимские богослужебные главы регламентировали совершение всенощного бдения (одной из главных особенностей богослужения, отличающих Иерусалимский устав от Студийского) и служб суточного круга.

Кто же тот Марк?

«Расширенная» редакция Марковых глав во второй половине XIV века получила распространение и на Афоне. Именно в афонских Типиконах данной редакции была предпринята попытка связать неизвестного «грешного иеромонаха» Марка с одноименным монахом из Лавры святого Афанасия. В Типиконе из венецианской базилики святого Марка, датируемом 1374 годом, в конце рукописи отмечается: «Закончен настоящий Типикон преподобного отца нашего Саввы и преподобного отца нашего Марка, иже в Святой Лавре Афона…». Как замечает А.А. Дмитриевский, «интерес настоящей рукописи заключается для нас в том, что здесь мы видим одну из многочисленных, но вместе с тем и неудачных попыток уяснить личность Марка, составителя Марковых глав, на недоуменные случаи церковно-богослужебной практики. Рукопись эта дает нам довольно ранний пример решения этого весьма любопытного вопроса».

Эта попытка отожествления автора Марковых глав с неким афонским монахом Марком, представленная в одной из рукописей, стала причиной ряда ошибочных гипотез исследователей в отношении персоналий периода паламитских споров XIV века (споры о совершении умной молитвы – прим.), носивших имя Марк. Так, А. Эрхард отождествил Марка, автора «малого сочинения», с монахом-паламитом Марком, автором написанного между 1347 и 1351 годами Послания к патриарху Константинопольскому Иоанну Калеке в защиту учения святителя Григория Паламы. В предположении о тождественности двух Марков Эрхард исходит из того, что некая рукопись XV века, в составе которой сохранились сочинения Марка-паламита, принадлежала Великой Лавре, а автор «малого сочинения» в Ватиканской рукописи назван монахом той же самой Лавры. Помимо этой гипотезы, был целый ряд других.

В XVI веке автор Марковых глав был отожествлен с Марком, епископом Отрантским (IX-X вв.), автором тропарей к песням с 1-й по 5-ю канона Великой субботы. В одном из рукописных афонских Типиконов конца XIX века его отожествили с Марком Евгеником, митрополитом Эфесским.

Содержание Марковых глав

Изначально Марковы главы регламентировали только совершение богослужения на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, его предпразднство и отдание (соответственно 24, 25 и 26 марта по юлианскому календарю) при их совпадениях с различными днями Великого поста, Страстной и Светлой седмиц. Рассмотрим на примере праздника Благовещения в чем смысл такой регламентации.

Как уже упоминалось, праздник Благовещения может выпасть на период от четверга третьей седмицы поста до среды Светлой седмицы. В этом периоде, как не сложно заметить, встречаются очень разные дни, например, Великий пяток и Пасха. Для того, чтобы правильно совершить богослужение Благовещения, нужно обратиться к Марковым главам, в которых все возможные варианты соединения служб подробно описаны.

В Типиконе, главной уставной богослужебной книге, разбор праздника Благовещения начинается с описания особенностей богослужения праздника, выпавшего на будний день Великого поста. После этого следует разбор совпадений с особыми днями великопостного и пасхального периодов.

Так, уже в Типиконе Великой церкви, описывающем кафедральное богослужение Константинополя IX–X вв., после изложения порядка службы в будний день поста приведены рубрики о совпадении Благовещения с Неделей ваий, Великими четвергом, пятницей и субботой, с неделей Пасхи, с понедельником и прочими днями Светлой седмицы.

Марковы главы принято именовать Благовещенскими главами. Они находятся в месяцесловной части после описания службы праздника и содержат указания для совпадения Благовещения с субботами и неделями поста, а также с каждым днем в период от Лазаревой субботы до понедельника Светлой седмицы. В каждом из них Благовещенские главы заканчиваются статьями о порядке совместного исполнения триодных и минейных песнопений и о литургии в день Благовещения, совпавший с Великой пятницей.

В древнейших списках Иерусалимского устава Благовещенские главы по виду и объёму ещё очень близки к студийским и находятся в месяцесловной части Типикона. В рукописях XIII–XIV веков они дополняются приписками на полях и значительно разрастаются.

В рукописях конца XIII – XVI столетий все замечания о совпадении неподвижных праздников с днями седмичного и годового подвижного циклов, как правило, собраны в один отдел, разделены на главы и надписаны именем Марка, епископа Отрантского. Чаще всего встречается набор из 95 глав. Возможно и дублирование богослужебных предписаний в разных отделах Типикона.

В Типиконе, принятом ныне в Русской Православной Церкви, далеко не все Благовещенские главы отмечены как Марковы; многие помечены лишь как примечания.

Артемий БУГРОВ

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх