Прихожане о праздниках

перейти на главный сайт

Главная - Прихожане о праздниках - 7 фильмов для новогодних каникул

7 фильмов для новогодних каникул

03:00, 03 января 2016
Прихожане о праздниках

Новогодние каникулы – одно из лучших событий года. Это и праздники, и ожидание Рождества Христова, и возможность долго-долго ничего не делать. Впрочем, ничего не делать выходит далеко не у всех. Тогда это отличная возможность вместе, всей семьей наряжать елку, готовить новые блюда, гулять, играть и, конечно, смотреть кино. Такое, чтобы потом было интересно обсудить его смысл, сделать выводы. В заголовке написано «7 фильмов». На самом деле их будет больше, но об этом позже.

Раз каникулы у нас новогодне-рождественские, первым приходит в голову фильм «Рождественский гимн» 1951-го года, снятый режиссером Брайаном Десмондом Херстом по повести Чарлза Диккенса «Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями». Этот рассказ из сборника «Рождественских повестей» стал самой популярной и наиболее часто экранизируемой историей о Рождестве. Вариаций и отсылок к повести в кино десятки, но эту версию я выбрала, потому, что ее режиссер – земляк великого писателя, чтобы выказать уважение Херсту, который в феврале отпразднует 92-ой День рождения. И надо также отметить, что «Рождественский гимн» – первая экранизация Диккенса, заслужившая добрые отзывы и у критиков и у зрителей.

Эбенезер Скрудж (Аластер Сим) был добрым христианином, пока не открыл кредитную контору. Деньги превратили его в алчного эгоиста: лишь они имеют для него ценность, давая право презирать бедных. И он искренне не понимает, что кто-то может быть счастлив, прозябая в нищете. Но больше всего Эбенезер ненавидит дни Рождества – веселого и милосердного. И надо же было Скруджу узнать накануне именно этого праздника, что, если он не изменится, после смерти скрягу ждут вечные муки и скитания, представлением которых занялись рождественские духи.

Талант Брайана Херста проявился в том, что он перенос все нюансы повести на экран, и вот уже герои Диккенса поведут за собой по драме, усиливая накал эмоций, вовремя делая поучительные выводы. Актеру Аластеру Симу удалось создать уникального Скруджа, вызывающего гамму эмоций, от негативных и шокирующих до светлых и радостных. И невозможно оставаться равнодушным, когда Срудж осознает, насколько сильно он изменился. Но исправлять ошибки никогда не поздно. Особенно, если события происходят в Рождество, символизирующее чудо, надежду и милость.

Лет 35 назад, мне подарили книгу «Эмиль и сыщики» на немецком языке. Ничего удивительного: я тогда изучала немецкий. Имя автора Эриха Костнера мне было незнакомо, но, когда в 2003-ем году нас позвали на пресс-показ фильма «Летающий класс», где сценаристом значился Костнера, я с радостью пошла. Причин было несколько: к этому времени в России практически перестали снимать подростковое и детское кино, кроме того, мне запомнилась история Эмиля, написанная живым, свободным, веселым языком. Чего я не знала, что это уже третья экранизация «Класса» – и в каждой писатель участвовал как сценарист, слегка изменяя события, чтобы они соответствовали времени, поскольку книга он написал в 1933-ем году.

«Некоторые взрослые могут настолько забыть свое детство…» – эти слова появляются на экране первыми, сразу настраивая на верный лад. Дальше последует рассказ о 12 летнем Джонатане. Накануне Рождества он неожиданно оказался в новом интернате (до того сменив шесть школ-интернатов). На сей раз все иначе: подозрительно довольные учебой дети, шутящий со всеми директор, никакой дедовщины от старшеклассников. И все же у Джонатана сразу возникают проблемы, которые, впрочем, сближают его с одноклассниками. А однажды в заброшенном вагоне поезда подростки находят сценарий спектакля «Летающий класс»… Сразу предупрежу – не ждите подвоха, его не будет. Просто поверьте, что порой между людьми, между детьми, детьми и взрослыми бывают добрые, доверительные отношения. Ради них приходится немало трудиться, но дело того стоит – только так прорастают настоящие дружба, верность принципам, честь. «Летающий класс» — отличная возможность начать разговор с детьми об этих качествах. Словом, это замечательное, глубокое кино для семейного просмотра.

Есть всего несколько фильмов, которые я могу пересматривать бесконечно с любого места. Этот список в 2004-ом году пополнился фильмом «Хористы» режиссера Кристофа Барратье (запомните это имя). «Хористы» – тоже об интернате, но совершенно другом: холодном, черством, мрачном. Одно название «Дно пруда» говорит о многом. Именно туда попадает в 1949-ом году безработный композитор Клеман Матье (Жерар Жюньо). Этот мягкий, пухлый, кажется, вялый человечек не готов противостоять монстру-директору, он всего-то хотел привить детям любовь к музыке. Но даже у таких людей наступает предел. Простой, даже скромный фильм «Хористы» в 2004-м году стал лидером проката не только у себя на родине во Франции, но и во всем мире. Секрет прост: всем хотелось увидеть историю о том, как маленькому человечку удалось изменить мир вокруг себя одной лишь верой, верностью принципам, честностью, любовью к детям и к музыке. И – способностью раздаривать свою душу.

Теперь уже и не вспомнить, почему я стала смотреть телефильм «Детство Темы» снятый режиссером Еленой Стрижевской по одноименной повести замечательного русского писателя Николая Гарина-Михайловского. Сначала, кажется, привлек актерский состав (Зиновий Гердт, Армен Джиграханян, Анна Каменкова), потом увлекла картинка, заворожил сюжет о детстве мальчика Темы в одесской усадьбе отставного генерала Николая Семеновича Карташева. Характер у отца был суровый, детей он держал в строгости, приучая дисциплине. У матери Аглаиды Васильевны взгляды на воспитание детей были противоположные: она считала, что детей невозможно держать в страхе перед телесными наказаниями. И не сказать, чтобы восьмилетний Тема был хулиганом, но баловником-таки порядочным. Тем более, что кругом происходило немало интересного: рядом располагалось еврейское местечко, где люди жили совершенно иным укладом. Фильм может не понравиться. Не своим качеством, оно как раз безупречно: режиссеру удалось на редкость достоверно воссоздать быт той эпохи и уклад семьи, что немаловажно с точки зрения культурной и исторической. Да и игра актеров выше всех похвал. Не понравится эта точность, при которой оживают персонажи, чью историю невольно начинаешь проживать и — переживать за них. Между тем, в фильме немало тонких и важных моментов, отсылающих к современным семейным ситуациям и получить ответ, как их разрешить. Так что его можно смело рекомендовать родителям, которые надеются вырастить из своих сыновей настоящих мужчин.

Знаете ли вы, что даже у Стивена Спилберга есть самый любимый фильм? Любимый настолько, что он хранит в стеклянном специальном футляре оригинальный амулет «Аурин» из «Бесконечной истории». Фильм этот появился на свет в 1984-ом году и настолько не понравился автору книги Михаэлю Энде, что он даже судился с его продюсерами. А, проиграв суд, потребовал вычеркнуть свое имя из титров. Между тем, популярность фильма привела к созданию двух сериалов (анимационного и игрового) и паре сиквелов «Истории».

Сюжет фильма незатейлив: убегая от хулиганов, неуклюжий Бастиан спрятался в книжной лавке, где обнаружил книгу, украшенную орнаментом из двух бронзовых змей. Открыв ее, мальчик оказался в фантастическом мире бегающих улиток, летающих собак и… Драконов Удачи. Но в волшебной книге говорится о несчастье, постигшем страну Фантазию: она исчезает на глазах. Фантазию разрушает Ничто: безликая масса, порожденная человеческими страхами и отчаянием.
В фильме используется прием истории в истории, создающий эффект сопричастности к происходящему, который очень нравится детям, метающим стать участниками сказочных событий. Кроме того, «Бесконечная история» необычайно красивая, по-настоящему волшебная сказка, больше похожая на старые советские фильмы, чем на голливудский продукт. А, благодаря отсутствию в то время цифровых технологий, населяющие страну сказочные персонажи выглядят на удивление достоверно. «Бесконечной истории» больше 30 лет, но ее мудрые сфинксы, забавные эльфы, добрейшие великаны и драконы не устарели по сей день.

Помните, я говорила, что фильмов будет больше, чем семь? Последними в списке, но не по значению, я хочу вам предложить сразу 4 неигровых фильма «Птицы», «Птицы 2: Путешествие на край света», «Океаны» и «Микрокосмос». И тот самый, Кристоф Барратье, который снял «Хористов», стал продюсером «Птиц» и «Микрокосмоса».


Бессмысленно пересказывать сюжеты, бесполезно пытаться воспроизвести красоту Вселенной и Земли, которую огромные профессиональные команды по нескольку лет (например, над «Птицами» целых 3 года работала команда из 500 человек) пытались подглядеть, подловить, заснять и смонтировать так, что каждый из этих фильмов смотрится с бесконечным чистейшим восторгом, оставляя в душе, в сердце память о бескрайнем, необыкновенном, забавном, трагическом, прекрасном и непознанном окружающем мире. Вы окажитесь посреди стаи гусей, рядом будет происходить сражение муравьиных полков, вы увидите лунный свет на глубине 6 метров. Словом, откроете сияющий всеми красками радуги параллельный мир, где работают неподвластные нам законы. Оказывается, он залит невозможным светом, полон неведомых звуков, а животные умеют ходить по воде или разгуливать вниз головой. Каждый из этих фильмов достоин семейного просмотра и обсуждения. Каждый необходим детям не меньше, чем книги Джеральда Даррелла или Тура Хейердала. Или возможность наблюдать за облаками, лежа на крыше.

Мария Свешникова

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх